Всего: 689 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
(35 баллов).
«Об успехах Советской власти в области колхозного движения говорят теперь все. <...>. Но успехи имеют и свою теневую сторону<...>. Они, эти успехи, нередко пьянят людей, причем у людей начинает кружиться голова от успехов, теряется чувство меры, теряется способность понимания действительности <...>. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства. <...> А что иногда происходит у нас на деле? Можно ли сказать, что принцип добровольности и учета местных особенностей не нарушается в ряде районов? Нет, нельзя этого сказать, к сожалению. <...> Известно, что в ряде районов СССР, где борьба за существование колхозов далеко еще не закончена и где артели еще не закреплены, имеются попытки выскочить из рамок артели и перепрыгнуть сразу к сельскохозяйственной коммуне. <...> Спрашивается, кому нужна эта головотяпская "работа" по сваливанию в одну кучу различных форм колхозного движения? Кому нужно это глупое и вредное для дела забегание вперед? Дразнить крестьянина-колхозника "обобществлением" жилых построек, всего молочного скота, всего мелкого скота, домашней птицы, когда зерновая проблема еще не разрешена, когда артельная форма колхозов еще не закреплена, - разве не ясно, что такая "политика" может быть угодной и выгодной лишь нашим заклятым врагам? <...> Что это - политика руководства колхозом или политика его разложения и дискредитации? Я уже не говорю о тех, с позволения сказать, "революционерах", которые дело организации артели начинают со снятия с церквей колоколов. Снять колокола, - подумаешь какая ррреволюционность! <...>».
1)Укажите название статьи, ее автора, год, месяц и издание, в котором она была впервые опубликована? (10 баллов).
2) Расскажите о событиях, которые привели к появлению данного текста? Какие цели преследовал его автор? (15 баллов).
3) Как повлияла статья на темпы и методы коллективизации? (10 баллов).
Ознакомьтесь с выдержкой из исторического источника:
(25 баллов).
«Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших, будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам».
1) Назовите настоящее имя человека, по приказу которого был написан этот документ? (5 баллов).
2) Когда мог появиться этот документ? Укажите самую раннюю и самую позднюю возможные даты. (с точностью до года). (5 баллов).
3) Опишите события, во время которых появился этот документ. Охарактеризуйте их причины и значение в истории России. (15 баллов).
Какие консервативные политические партии и движения формируются в России в начале XX века? Какую программу защищали консерваторы и какие лозунги выдвигали? Кто был важнейшими идеологами и лидерами консерваторов? Как сложилась судьба консерватизма в России? (40 баллов).
Перед вами (в немного адаптированном виде) четыре документа XV в., сохранившихся в архиве Троице-Сергиева монастыря:
(35 баллов).
А) Се яз, Арон, поселской троецкой, купил есми в дом живоначалной Троице землю у Ивановых детей у Михайловича Беседы, у Ондрея да и у Михайла, со всем с тем, что к той земле потягло, и с лесом и с пожнями, куда коса ходила и куды топор ходил, и коса ходила Иванова Михайловича, да у его детей. Дал есми на той земле четыре рубли, да овцу пополнка. А отвод той земли Беседской: из Юркина болота по старую перегородку, по Пивову, прямо к Спасскому полю, а от Спасского поля подле починок Болдинской, да вражком в Лапину речку, да Лапиною речкою в Ворю.
Примечания: се яз — «вот я», обычное начало древнерусской грамоты; поселской — управляющий монастырскими селами; купил есми, дал есми и т. п. — старые формы прошедшего времени, т. е. «купил», «дал»; на той земле — за ту землю; пополнка — впридачу, вдобавок; отвод — межа, граница; подле починок Болдинской — рядом с починком Болдинским.
Б) Си суд судил, став на земле у березы у граней, князя великого тиун Карп Ховралев. Тягался Ефремей, старець троетцкой с Яковом, с Ивановым сыном.
Так рек Ефремей: «То, господине, земля троетцка Беседы, на которой стоим. А купил, господине, ту землю поселской троетцкий Арон у Ивановых детей, у Ондрея да у Михайла. И тот, господине, Яков, у нас ту землю межи переорал и лес посек. А зовет, господине, Яков ту землю Болдинскою землею».
И судья спросил Ефремъя: «Сколь же давно Яков у вас ту землю межи переорал и лес посек?»
И Ефремей так рек: «Тому ужо, господине, года со два. Есть, господине, у нас на ту землю грамота купчая».
И судья спросил Якова: «Отвечай! Чья то земля, на которой стоим?» И Яков так рек: «Та, господине, земля Болдинская. А Беседские яз, господине, земли не арывал и лесу не секивал. А дала ми, господине, ту землю в приданые теща моя, Офимья, да шюрья мои, Ондрей да Михайло. А пашю яз, господине, ту землю тритцать лет да два. И теща моя, господине, мерътва, а шюрья мои, господине, Ондрей да Михайло во се перед тобою».
И судья спросил Ефремья: «Кому ж то у тобя ведомо, что та земля, на которои стоим, троетцкая Беседы?»
И Ефремеи так рек: «Ведомо то, господине, у меня людем добрым Сенке Кременеву да Офремку Житнухину, да Микитке Сомоилову. Да и те, господине, во все перед тобою Ондрей да Михайло, у которых есмя ту землю купили. Те, господине, ту землю троетцкую Беседы и розведут з Болдинскою землею».
И повели троетцкие отводщики Сенкя с таварищи да Ондрей и Михайло от березы от граней на сосну да на клен на грани; от граней на дуб на суховерьхой; от суховерьхого дуба на два дуба; от дву дубов на березу; от березы на дуб; от дуба на сосну; да от сосны привели к Спаской земле. Да став перед судьею, отводщики троетцкие так рькли — Сенко с товарищи — да Ондрей и Михайло: «То, господине, по коему есмя тобя месту вели <...>, налеве земля троетцкая Беседьская, а направе, господине, земля Болдинская Яковлева».
И судья спросил Ондрея и Михаила: «Чья то земля, по коему есте меня месту вели?». Ондрей и Михайло пред судьею так рькли: «По коя места есмя, господине, землю розвели, по то места есмя, господине, Якову и дали».
И Карп, поставя обоих исцев передо князем Иваном Васильевичем, и суд свои сказал. <...> И потому князь Иван Васильевич велел Карпу троицкого старца Ефремъя оправити и землю велел присудити монастырю и межи покласти, и тесы потесати, и ямы покопати, а Якова Иванова сына велел обвинити, а землю велел у Якова отсудити <...>.
Примечания: си — так, таким образом; грани — зарубки на дереве (использовались как межевой знак); рек, рькли — сказал, сказали; межи переорал — распахал межи; шюрья — шурины, братья жены; во се перед тобою — пришли и готовы тебе подтвердить; землю розведут — укажут границы владения; отводщик — межевщик; оправити — объявить правым; тесы потесати — сделать зарубки на деревьях; ямы покопати — в качестве межевого знака на Руси использовались ямы, засыпанные углем.
В) Се яз, Яков Иванов сын Румянцева, купил есми у Офимьи у Ивановы жены, у своее тещи, и у своее шурьи у Ондрея и у Михаила, у ее детей, их вотчину землю Беседу. Дал есми на ней шесть рублев да овцу пополнка. А купил есми себе и своим детем без выкупа. А купил есми со всем с тем, куда их соха ходила и топор, и коса. А к той земле прикупил есми два лужка Клементьевские земли <...>. А отвод той земле Беседъцкой от Климентьевские земли: от реки от Вори по Юркино болото, а от Юркина болота по перегороду, да по грани по Спасские, куды их отец отводил, да по перегороду от Болдинские земли в речку в Лапину, а речкою в Ворю.
Примечания: перегорода — изгородь.
Г) Се яз, Василей да Долмат Яковлевы дети Румянцова, поделили есмя свою землю, что нас благословила мать наша Мавра своею землею <...>, деревнею Болдинскою, в одну межу: от колодезя, отколе пьем воду, да улицою мимо двора прошед, да налево из улицы середним полем межкою к дубку, а от дубка на две березы из одного корени, а от дву берез на ель, что стоит на перегороде на старой, да перегородою на сосну, да от сосны на монастырскую межу прямо на гранную сосну. И Василей себе взял правую сторону от Орлова, а Долматей себе взял левую сторону от монастырские земли Троицкого монастыря. Да что у нас два лужка на Воре, Оранец да Долгуша, ино к Васильеве стороне Оранец, а к Долматове — Долгуша. А межа нам лужком от реки от Вори дорожкою на липу по конец огорода к Тимофееве меже.
Примечания: ино — то.
1) Расположите представленные исторические документы в порядке создания. Обоснуйте свою точку зрения (15 баллов).
2) Назовите два исторических события, пришедшихся на правление «князя Ивана Васильевича». Укажите даты этих событий. Одним−двумя предложениями объясните значение этих событий для истории России (10 баллов).
3) Какие два вида земельной собственности выделяются на Руси в XV вв.? В чем между ними разница? (10 баллов).
Перед Вами репродукция картины Василия Григорьевича Перова (1834−1882). Картина, созданная художником в 1881 году, изображает один из переломных моментов русской истории:
(25 баллов).
1) Как называется картина, какому событию она посвящена? Объясните, в чем суть конфликта, изображенного на живописном полотне? Какими причинами вызван этот конфликт и чем он разрешился? Как вы думаете, почему В. Г. Перов в конце XIX века возвращает зрителя к этому событию? Кто из деятелей русского искусства второй половины XIX века и в каком произведении обращается к тем же событиям? (15 баллов).
2) Назовите известных исторических деятелей (минимум трех), изображенных на картине В. Г. Перова (5 баллов).
3) В царствование каких монархов происходит событие, представленное на картине? Какие войны вела Россия в это время (назовите не менее трех)? Укажите даты начала и завершения этих войн. Объясните одним−двумя предложениями, чем каждая из этих войн была вызвана и какими последствиями завершилась. (5 баллов).
Перечислите в хронологическом порядке основные конституционные акты, принятые в Советском государстве (1917−1991 гг.). Укажите время и исторические обстоятельства принятия данных актов, их основные политические положения, а также права и свободы, которые они устанавливали. Насколько полно провозглашенные в советских конституциях принципы были реализованы на практике? (40 баллов).
Перед Вами три памятника архитектуры:
(30 баллов).
1) Приведите их названия и время строительства (10 баллов).
2) Назовите правителе при которых эти храмы были построены. Назовите (по возможности с датами) по два события, случившихся в каждое из этих правлений (10 баллов).
3) Назовите по два города (территории,) присоединенных в каждое из этих правлений к Московскому осударству. (10 баллов).
Ознакомьтесь с переведенным текстом сообщения Лаврентьевско летописи:
(30 баллов).
«В тот же год явились народы, которых никто как следует не знает: кто они, откуда пришли, каков язык их, какого они племени, какой веры. И зовут их — ... (1). Мы же не знаем, кто они, но написали здесь о них ради памяти о бедах, которые были от них русским князьям. <…> И услышав об этом, русские князья Мстислав Киевский,
Мстислав Торопецкий и Черниговский и прочие князья сговорились против них, думая, что ... (1) пойдут на них. И послали во Владимир к великому князю Юрию, сыну ... (2), прося у него помощи; он же послал к ним благочестивого князя Василька Константиновича, племянника своего, с ростовцами; и не успел Василько прийти к ним на
Русь. А князья русские выступили, бились с ними и побеждены были, и мало их избавилось от смерти; те же, кто божьим судом остался жить, убежали, а остальные были убиты: Мстислав, старый добрый князь, тут был убит, и другой Мстислав, и других князей семь было убито, а бояр и прочих воинов погибло множество; говорят, что киевлян одних погибло в том сражении 10 тысяч. И были плач и печаль на Руси и по всем землям, слышавшим об этой беде. Это же зло случилось в 30-й день месяца мая, на память святого мученика Еремея...»
1) Как называет летописец пришедшие народы? Чьим сыном был владимирский князь Юрий? В каком оду происходят описанные события? (10 баллов).
2) Какова была дальнейшая судьба владимирского князя Юрия? Основателем какого крупного современно города он считается и как он закончил свои дни? (10 баллов).
3) По ему русские князья потерпели поражение в битве? Каковы были последствия описанных событий? (10 баллов).
Когда и при каких обстоятельствах был основан город Санкт-Петербург? Когда он стал столице и в связи с чем Петр I перенес сюда свою резиденцию?Каково было значение Санкт-Петербурга в реформаторской политике первого российского императора? (40 баллов).
Перед Вами портреты трех государственных деятелей:
1) Назовите, кто изображен на портретах, какие должности занимали эти люди в административной структуре государства? (10 баллов).
2) Назовите правителей, в царствование которых прославились эти государственные деятели. Укажите даты правления этих монархов (10 баллов).
3) Опишите важнейшие деяния этих лиц, какой след они оставили в русской истории и в каких известных исторических событиях принимали участие? Какое «общее дело» объединяет этих трех государственных мужей разных эпох? (10 баллов).
Прочтите исторический источник. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы. (30 баллов).
«Матушка Милостивая Государыня здравствовать вам мы все желаем нещетные годы. Мы теперь по отпуск сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог и схватила Ево нечаянная колика, и я опасен, штоб он севоднишную ночь не умер, а болше опасаюсь, штоб не ожил. Первая опасность для того што он всио здор говорит и нам ето несколко весело, а другая опасность, што он действительно для нас всех опасен для тово што он иногда как отзывается хотя в прежнем состоянии быть. В силу Имяннова вышего повеления я солдатам деньги за полгода отдал, також и ундерафицерам, кроме одного Потиомкина вахмистра для того што служит бесжалованья. И салдаты некоторыя сквозь сльозы говорили про милость вашу, што они еще такова для вас не заслужили за штоб их так в короткое время награждать их. При сем посылаю список вам всей команде, которая теперь здесь, а тысечи рублиов матушка не достало и я дополнил червонными, и у нас здесь было много смеха над гранодерами об червонных, когда оне у меня брали, иныя просили для тово што не видовали и опять их отдавали,
думая, што оне ничего не стоят. Посланный Чертков к вашему величеству обратно еще к нам не бывал и для того я опоздал вас репортовать, а сие пишу во вторник в девятом часу в половине.
Посмерть ваш верны раб ... (1)».
1) Каким годом датируется письмо? Кем подписано (1) и кому адресовано письмо? (10 баллов).
2) Кто «урод», о котором говорится в письме? Какова его судьба? И что ее определило? (10 баллов).
3) Какие исторические события и реформы связаны с деятельностью того, чьей судьбе посвящено письмо? (10 баллов).
Перед вами гравюра Ф. Сидо, на которой изображена императорская семья в окружении придворных:
(30 баллов).
1) Перечислите (с годами правления) трех российских монархов изображенных на гравюре. Почему один из изображенных на гравюре Романовых, несмотря на свои права на российский престол, так и не стал монархом? Как его имя и в пользу кого он отрекся? (10 баллов).
2) В каком отношении родства находится между собой изображенные члены дома Романовых? Как они связаны с человеком, памятник которому расположен на заднем плане? (10 баллов).
3) К какому времени относится изображение? Назовите важнейшие законодательные акты, принятых в это царствование. Приведите даты их принятия. Объясните одним−двумя предложениями, в чем значение каждой из указанных Вами мер (10 баллов).
Ознакомьтесь с выдержкой из исторического источника:
(30 баллов).
«Вам известны мои мысли, клонившиеся к тому, чтобы покинуть свою родину. В настоящее время я не предвижу ни малейшей возможности к приведению их в исполнение, и затем несчастное положение моего Отечества заставляет меня придать своим мыслям иное направление. Мне думалось, что если когда-либо придет и мой черед царствовать, то вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей. Вот в чем заключается моя мысль...
Мы намереваемся в течение настоящего царствования поручить перевести на русский язык столько полезных книг, как это только окажется возможным, но выходить в печати будут только те из них, печатание которых окажется возможным, а остальные мы прибережем для будущего; таким образом, по мере возможности положим начало
распространению знания и просвещения умов. Но когда придет мой черед, тогда нужно будет стараться, само собою разумеется, постепенно образовать народное представительство, которое, должным образом руководимое, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я, если Провидение покровительствовало бы нашей работе, удалился бы куда-либо и жил бы счастливый и довольный, видя процветание своей родины и наслаждаясь им. Вот каковы мои мысли, мой дорогой друг. Дай только Бог, чтобы мы когда-либо могли достигнуть нашей цели — даровать России свободу и сохранить ее от поползновений деспотизма и тирании. Вот мое единственное желание, и я охотно посвящу все свои труды и всю свою жизнь этой цели, столь дорогой для меня»
1) Укажите, кем и когда (в каких обстоятельствах) было написано это письмо и кому оно адресовано? (10 баллов).
2) С чем связано «несчастное положение Отечества»? Какие меры, кроме перевода и издания просветительской литературы, были предприняты автором письма для преодоления этого «положения»? (10 баллов).
3) Удалось ли автору письма реализовать свои планы? Какие реформы были им проведены и получилось ли «даровать России свободу»? (10 баллов).
Петр I издал целый ряд указов, запрещающих насильственную выдачу замуж и женитьбу, а также указ, ограничивающий так называемый «сговорный брак», брак, заключающийся по воле родителей жениха и невесты, по их сговору. Как вы считаете, чем руководствовался Петр, когда издавал их? (40 баллов).
«Юности честное зерцало» является: