сайты - меню - вход - но­во­сти


Поиск
?


Скопировать ссылку на результаты поиска
Класс: 10 11 7 8 9

Всего: 689    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80

Добавить в вариант

Тип 0 № 145
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и от­веть­те на во­про­сы:

(35 бал­лов).

 

«Об успе­хах Со­вет­ской вла­сти в об­ла­сти кол­хоз­но­го дви­же­ния го­во­рят те­перь все. <...>. Но успе­хи имеют и свою те­не­вую сто­ро­ну<...>. Они, эти успе­хи, не­ред­ко пья­нят людей, при­чем у людей на­чи­на­ет кру­жить­ся го­ло­ва от успе­хов, те­ря­ет­ся чув­ство меры, те­ря­ет­ся спо­соб­ность по­ни­ма­ния дей­стви­тель­но­сти <...>. Нель­зя на­саж­дать кол­хо­зы силой. Это было бы глупо и ре­ак­ци­он­но. Кол­хоз­ное дви­же­ние долж­но опи­рать­ся на ак­тив­ную под­держ­ку со сто­ро­ны ос­нов­ных масс кре­стьян­ства. <...> А что ино­гда про­ис­хо­дит у нас на деле? Можно ли ска­зать, что прин­цип доб­ро­воль­но­сти и учета мест­ных осо­бен­но­стей не на­ру­ша­ет­ся в ряде рай­о­нов? Нет, нель­зя этого ска­зать, к со­жа­ле­нию. <...> Из­вест­но, что в ряде рай­о­нов СССР, где борь­ба за су­ще­ство­ва­ние кол­хо­зов да­ле­ко еще не за­кон­че­на и где ар­те­ли еще не за­креп­ле­ны, име­ют­ся по­пыт­ки вы­ско­чить из рамок ар­те­ли и пе­ре­прыг­нуть сразу к сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ком­му­не. <...> Спра­ши­ва­ет­ся, кому нужна эта го­ло­во­тяп­ская "ра­бо­та" по сва­ли­ва­нию в одну кучу раз­лич­ных форм кол­хоз­но­го дви­же­ния? Кому нужно это глу­пое и вред­ное для дела за­бе­га­ние впе­ред? Драз­нить кре­стья­ни­на-кол­хоз­ни­ка "обоб­ществ­ле­ни­ем" жилых по­стро­ек, всего мо­лоч­но­го скота, всего мел­ко­го скота, до­маш­ней птицы, когда зер­но­вая про­бле­ма еще не раз­ре­ше­на, когда ар­тель­ная форма кол­хо­зов еще не за­креп­ле­на, - разве не ясно, что такая "по­ли­ти­ка" может быть угод­ной и вы­год­ной лишь нашим за­кля­тым вра­гам? <...> Что это - по­ли­ти­ка ру­ко­вод­ства кол­хо­зом или по­ли­ти­ка его раз­ло­же­ния и дис­кре­ди­та­ции? Я уже не го­во­рю о тех, с поз­во­ле­ния ска­зать, "ре­во­лю­ци­о­не­рах", ко­то­рые дело ор­га­ни­за­ции ар­те­ли на­чи­на­ют со сня­тия с церк­вей ко­ло­ко­лов. Снять ко­ло­ко­ла, - по­ду­ма­ешь какая рр­ре­во­лю­ци­он­ность! <...>».

 

1)Ука­жи­те на­зва­ние ста­тьи, ее ав­то­ра, год, месяц и из­да­ние, в ко­то­ром она была впер­вые опуб­ли­ко­ва­на? (10 бал­лов).

2)  Рас­ска­жи­те о со­бы­ти­ях, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию дан­но­го тек­ста? Какие цели пре­сле­до­вал его автор? (15 бал­лов).

3)  Как по­вли­я­ла ста­тья на темпы и ме­то­ды кол­лек­ти­ви­за­ции? (10 бал­лов).


Тип 0 № 146
i

Озна­комь­тесь с вы­держ­кой из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка:

(25 бал­лов).

 

«Во имян­ном моем указе изоб­ра­же­но Яиц­ко­му вой­ску: как вы, други мои, преж­ным царям слу­жи­ли до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы по­слу­жи­ти за свое оте­че­ство мне, ве­ли­ко­му го­су­да­рю ам­пе­ра­то­ру Петру Фе­да­ра­ви­чу. Когда вы усто­и­ти за свое оте­че­ство, и ни ис­те­чет ваша слава ка­за­чья от ныне и до веку и у детей ваших, бу­ди­ти мною, ве­ли­ким го­су­да­рем, жа­ло­ва­ны: ка­за­ки и кал­мы­ки и та­та­ры. И ко­то­рые мне, го­су­да­рю им­пе­ра­тор­ско­му ве­ли­че­ству Петру Фе[до]ра­ви­чу, вин­ныя были, и я, го­су­дарь Петр Фе­да­ро­вич, во всех винах про­щаю и жа­ло­ваю я вас: рякою с вер­шын и до усья и зем­лею, и тра­ва­ми, и де­неж­ным жа­ло­ва­ньям, и свинь­цом, и по­ра­хам, и хлеб­ны­им пра­ви­ян­там».

 

1)  На­зо­ви­те на­сто­я­щее имя че­ло­ве­ка, по при­ка­зу ко­то­ро­го был на­пи­сан этот до­ку­мент? (5 бал­лов).

2)  Когда мог по­явить­ся этот до­ку­мент? Ука­жи­те самую ран­нюю и самую позд­нюю воз­мож­ные даты. (с точ­но­стью до года). (5 бал­лов).

3)  Опи­ши­те со­бы­тия, во время ко­то­рых по­явил­ся этот до­ку­мент. Оха­рак­те­ри­зуй­те их при­чи­ны и зна­че­ние в ис­то­рии Рос­сии. (15 бал­лов).


Тип 0 № 147
i

Какие кон­сер­ва­тив­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии и дви­же­ния фор­ми­ру­ют­ся в Рос­сии в на­ча­ле XX века? Какую про­грам­му за­щи­ща­ли кон­сер­ва­то­ры и какие ло­зун­ги вы­дви­га­ли? Кто был важ­ней­ши­ми идео­ло­га­ми и ли­де­ра­ми кон­сер­ва­то­ров? Как сло­жи­лась судь­ба кон­сер­ва­тиз­ма в Рос­сии? (40 бал­лов).


Тип 0 № 148
i

Перед вами (в не­мно­го адап­ти­ро­ван­ном виде) че­ты­ре до­ку­мен­та XV в., со­хра­нив­ших­ся в ар­хи­ве Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря:

(35 бал­лов).

 

А)  Се яз, Арон, по­сел­ской тро­ец­кой, купил есми в дом жи­во­на­чал­ной Тро­и­це землю у Ива­но­вых детей у Ми­хай­ло­ви­ча Бе­се­ды, у Он­дрея да и у Ми­хай­ла, со всем с тем, что к той земле по­тяг­ло, и с лесом и с по­жня­ми, куда коса хо­ди­ла и куды топор ходил, и коса хо­ди­ла Ива­но­ва Ми­хай­ло­ви­ча, да у его детей. Дал есми на той земле че­ты­ре рубли, да овцу по­полн­ка. А отвод той земли Бе­сед­ской: из Юр­ки­на бо­ло­та по ста­рую пе­ре­го­род­ку, по Пи­во­ву, прямо к Спас­ско­му полю, а от Спас­ско­го поля подле по­чи­нок Бол­дин­ской, да враж­ком в Ла­пи­ну речку, да Ла­пи­ною реч­кою в Ворю.

При­ме­ча­ния: се яз  — «вот я», обыч­ное на­ча­ло древ­не­рус­ской гра­мо­ты; по­сел­ской  — управ­ля­ю­щий мо­на­стыр­ски­ми се­ла­ми; купил есми, дал есми и т. п.  — ста­рые формы про­шед­ше­го вре­ме­ни, т. е. «купил», «дал»; на той земле  — за ту землю; по­полн­ка  — впри­да­чу, вдо­ба­вок; отвод  — межа, гра­ни­ца; подле по­чи­нок Бол­дин­ской  — рядом с по­чин­ком Бол­дин­ским.

 

Б)  Си суд судил, став на земле у бе­ре­зы у гра­ней, князя ве­ли­ко­го тиун Карп Хо­вра­лев. Тя­гал­ся Еф­ре­мей, ста­ре­ць тро­етц­кой с Яко­вом, с Ива­но­вым сыном.

Так рек Еф­ре­мей: «То, гос­по­ди­не, земля тро­етц­ка Бе­се­ды, на ко­то­рой стоим. А купил, гос­по­ди­не, ту землю по­сел­ской тро­етц­кий Арон у Ива­но­вых детей, у Он­дрея да у Ми­хай­ла. И тот, гос­по­ди­не, Яков, у нас ту землю межи пе­ре­орал и лес посек. А зовет, гос­по­ди­не, Яков ту землю Бол­дин­скою зем­лею».

И судья спро­сил Еф­ре­мъя: «Сколь же давно Яков у вас ту землю межи пе­ре­орал и лес посек?»

И Еф­ре­мей так рек: «Тому ужо, гос­по­ди­не, года со два. Есть, гос­по­ди­не, у нас на ту землю гра­мо­та куп­чая».

И судья спро­сил Якова: «От­ве­чай! Чья то земля, на ко­то­рой стоим?» И Яков так рек: «Та, гос­по­ди­не, земля Бол­дин­ская. А Бе­сед­ские яз, гос­по­ди­не, земли не ары­вал и лесу не се­ки­вал. А дала ми, гос­по­ди­не, ту землю в при­да­ные теща моя, Офи­мья, да шюрья мои, Он­дрей да Ми­хай­ло. А пашю яз, гос­по­ди­не, ту землю трит­цать лет да два. И теща моя, гос­по­ди­не, мерътва, а шюрья мои, гос­по­ди­не, Он­дрей да Ми­хай­ло во се перед тобою».

И судья спро­сил Еф­ре­мья: «Кому ж то у тобя ве­до­мо, что та земля, на ко­то­рои стоим, тро­етц­кая Бе­се­ды?»

И Еф­ре­меи так рек: «Ве­до­мо то, гос­по­ди­не, у меня людем доб­рым Сенке Кре­ме­не­ву да Офрем­ку Жит­ну­хи­ну, да Ми­кит­ке Со­мо­и­ло­ву. Да и те, гос­по­ди­не, во все перед тобою Он­дрей да Ми­хай­ло, у ко­то­рых есмя ту землю ку­пи­ли. Те, гос­по­ди­не, ту землю тро­етц­кую Бе­се­ды и роз­ве­дут з Бол­дин­скою зем­лею».

И по­ве­ли тро­етц­кие от­вод­щи­ки Сенкя с та­ва­ри­щи да Он­дрей и Ми­хай­ло от бе­ре­зы от гра­ней на сосну да на клен на грани; от гра­ней на дуб на су­хо­верь­хой; от су­хо­верь­хого дуба на два дуба; от дву дубов на бе­ре­зу; от бе­ре­зы на дуб; от дуба на сосну; да от сосны при­ве­ли к Спас­кой земле. Да став перед су­дьею, от­вод­щи­ки тро­етц­кие так рькли  — Сенко с то­ва­ри­щи  — да Он­дрей и Ми­хай­ло: «То, гос­по­ди­не, по коему есмя тобя месту вели <...>, на­ле­ве земля тро­етц­кая Бе­седь­ская, а на­пра­ве, гос­по­ди­не, земля Бол­дин­ская Яко­вле­ва».

И судья спро­сил Он­дрея и Ми­ха­и­ла: «Чья то земля, по коему есте меня месту вели?». Он­дрей и Ми­хай­ло пред су­дьею так рькли: «По коя места есмя, гос­по­ди­не, землю роз­ве­ли, по то места есмя, гос­по­ди­не, Якову и дали».

И Карп, по­ста­вя обоих исцев пе­ре­до кня­зем Ива­ном Ва­си­лье­ви­чем, и суд свои ска­зал. <...> И по­то­му князь Иван Ва­си­лье­вич велел Карпу тро­иц­ко­го стар­ца Еф­ре­мъя опра­ви­ти и землю велел при­су­ди­ти мо­на­сты­рю и межи по­кла­сти, и тесы по­те­са­ти, и ямы по­ко­па­ти, а Якова Ива­но­ва сына велел об­ви­ни­ти, а землю велел у Якова от­су­ди­ти <...>.

При­ме­ча­ния: си  — так, таким об­ра­зом; грани  — за­руб­ки на де­ре­ве (ис­поль­зо­ва­лись как ме­же­вой знак); рек, рькли  — ска­зал, ска­за­ли; межи пе­ре­орал  — рас­па­хал межи; шюрья  — шу­ри­ны, бра­тья жены; во се перед тобою  — при­шли и го­то­вы тебе под­твер­дить; землю роз­ве­дут  — ука­жут гра­ни­цы вла­де­ния; от­вод­щик  — ме­жев­щик; опра­ви­ти  — объ­явить пра­вым; тесы по­те­са­ти  — сде­лать за­руб­ки на де­ре­вьях; ямы по­ко­па­ти  — в ка­че­стве ме­же­во­го знака на Руси ис­поль­зо­ва­лись ямы, за­сы­пан­ные углем.

 

В)  Се яз, Яков Ива­нов сын Ру­мян­це­ва, купил есми у Офи­мьи у Ива­но­вы жены, у своее тещи, и у своее шурьи у Он­дрея и у Ми­ха­и­ла, у ее детей, их вот­чи­ну землю Бе­се­ду. Дал есми на ней шесть руб­лев да овцу по­полн­ка. А купил есми себе и своим детем без вы­ку­па. А купил есми со всем с тем, куда их соха хо­ди­ла и топор, и коса. А к той земле при­ку­пил есми два лужка Кле­мен­тьев­ские земли <...>. А отвод той земле Бе­седъц­кой от Кли­мен­тьев­ские земли: от реки от Вори по Юр­ки­но бо­ло­то, а от Юр­ки­на бо­ло­та по пе­ре­го­ро­ду, да по грани по Спас­ские, куды их отец от­во­дил, да по пе­ре­го­ро­ду от Бол­дин­ские земли в речку в Ла­пи­ну, а реч­кою в Ворю.

При­ме­ча­ния: пе­ре­го­ро­да  — из­го­родь.

 

Г)  Се яз, Ва­си­лей да Дол­мат Яко­вле­вы дети Ру­мян­цо­ва, по­де­ли­ли есмя свою землю, что нас бла­го­сло­ви­ла мать наша Мавра своею зем­лею <...>, де­рев­нею Бол­дин­скою, в одну межу: от ко­ло­де­зя, от­ко­ле пьем воду, да ули­цою мимо двора про­шед, да на­ле­во из улицы се­ред­ним полем меж­кою к дубку, а от дубка на две бе­ре­зы из од­но­го ко­ре­ни, а от дву берез на ель, что стоит на пе­ре­го­ро­де на ста­рой, да пе­ре­го­ро­дою на сосну, да от сосны на мо­на­стыр­скую межу прямо на гран­ную сосну. И Ва­си­лей себе взял пра­вую сто­ро­ну от Ор­ло­ва, а Дол­ма­тей себе взял левую сто­ро­ну от мо­на­стыр­ские земли Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря. Да что у нас два лужка на Воре, Ора­нец да Дол­гу­ша, ино к Ва­си­лье­ве сто­ро­не Ора­нец, а к Дол­ма­то­ве  — Дол­гу­ша. А межа нам луж­ком от реки от Вори до­рож­кою на липу по конец ого­ро­да к Ти­мо­фе­е­ве меже.

При­ме­ча­ния: ино  — то.

 

1)  Рас­по­ло­жи­те пред­став­лен­ные ис­то­ри­че­ские до­ку­мен­ты в по­ряд­ке со­зда­ния. Обос­нуй­те свою точку зре­ния (15 бал­лов).

2)  На­зо­ви­те два ис­то­ри­че­ских со­бы­тия, при­шед­ших­ся на прав­ле­ние «князя Ивана Ва­си­лье­ви­ча». Ука­жи­те даты этих со­бы­тий. Одним−двумя пред­ло­же­ни­я­ми объ­яс­ни­те зна­че­ние этих со­бы­тий для ис­то­рии Рос­сии (10 бал­лов).

3)  Какие два вида зе­мель­ной соб­ствен­но­сти вы­де­ля­ют­ся на Руси в XV вв.? В чем между ними раз­ни­ца? (10 бал­лов).


Тип 0 № 149
i

Перед Вами ре­про­дук­ция кар­ти­ны Ва­си­лия Гри­го­рье­ви­ча Пе­ро­ва (1834−1882). Кар­ти­на, со­здан­ная ху­дож­ни­ком в 1881 году, изоб­ра­жа­ет один из пе­ре­лом­ных мо­мен­тов рус­ской ис­то­рии:

(25 бал­лов).

1)  Как на­зы­ва­ет­ся кар­ти­на, ка­ко­му со­бы­тию она по­свя­ще­на? Объ­яс­ни­те, в чем суть кон­флик­та, изоб­ра­жен­но­го на жи­во­пис­ном по­лот­не? Ка­ки­ми при­чи­на­ми вы­зван этот кон­фликт и чем он раз­ре­шил­ся? Как вы ду­ма­е­те, по­че­му В. Г. Перов в конце XIX века воз­вра­ща­ет зри­те­ля к этому со­бы­тию? Кто из де­я­те­лей рус­ско­го ис­кус­ства вто­рой по­ло­ви­ны XIX века и в каком про­из­ве­де­нии об­ра­ща­ет­ся к тем же со­бы­ти­ям? (15 бал­лов).

2)  На­зо­ви­те из­вест­ных ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей (ми­ни­мум трех), изоб­ра­жен­ных на кар­ти­не В. Г. Пе­ро­ва (5 бал­лов).

3)  В цар­ство­ва­ние каких мо­нар­хов про­ис­хо­дит со­бы­тие, пред­став­лен­ное на кар­ти­не? Какие войны вела Рос­сия в это время (на­зо­ви­те не менее трех)? Ука­жи­те даты на­ча­ла и за­вер­ше­ния этих войн. Объ­яс­ни­те одним−двумя пред­ло­же­ни­я­ми, чем каж­дая из этих войн была вы­зва­на и ка­ки­ми по­след­стви­я­ми за­вер­ши­лась. (5 бал­лов).


Тип 0 № 150
i

Пе­ре­чис­ли­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке ос­нов­ные кон­сти­ту­ци­он­ные акты, при­ня­тые в Со­вет­ском го­су­дар­стве (1917−1991 гг.). Ука­жи­те время и ис­то­ри­че­ские об­сто­я­тель­ства при­ня­тия дан­ных актов, их ос­нов­ные по­ли­ти­че­ские по­ло­же­ния, а также права и сво­бо­ды, ко­то­рые они уста­нав­ли­ва­ли. На­сколь­ко полно про­воз­гла­шен­ные в со­вет­ских кон­сти­ту­ци­ях прин­ци­пы были ре­а­ли­зо­ва­ны на прак­ти­ке? (40 бал­лов).


Тип 0 № 151
i

Перед Вами три па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры:

(30 бал­лов).

1)  При­ве­ди­те их на­зва­ния и время стро­и­тель­ства (10 бал­лов).

2)  На­зо­ви­те пра­ви­те­ле при ко­то­рых эти храмы были по­стро­е­ны. На­зо­ви­те (по воз­мож­но­сти с да­та­ми) по два со­бы­тия, слу­чив­ших­ся в каж­дое из этих прав­ле­ний (10 бал­лов).

3)  На­зо­ви­те по два го­ро­да (тер­ри­то­рии,) при­со­еди­нен­ных в каж­дое из этих прав­ле­ний к Мос­ков­ско­му осу­дар­ству. (10 бал­лов).


Тип 0 № 152
i

Озна­комь­тесь с пе­ре­ве­ден­ным тек­стом со­об­ще­ния Лав­рен­тьев­ско ле­то­пи­си:

(30 бал­лов).

 

«В тот же год яви­лись на­ро­ды, ко­то­рых никто как сле­ду­ет не знает: кто они, от­ку­да при­шли, каков язык их, ка­ко­го они пле­ме­ни, какой веры. И зовут их  — ... (1). Мы же не знаем, кто они, но на­пи­са­ли здесь о них ради па­мя­ти о бедах, ко­то­рые были от них рус­ским кня­зьям. <…> И услы­шав об этом, рус­ские кня­зья Мсти­слав Ки­ев­ский,

Мсти­слав То­ро­пец­кий и Чер­ни­гов­ский и про­чие кня­зья сго­во­ри­лись про­тив них, думая, что ... (1) пой­дут на них. И по­сла­ли во Вла­ди­мир к ве­ли­ко­му князю Юрию, сыну ... (2), прося у него по­мо­щи; он же по­слал к ним бла­го­че­сти­во­го князя Ва­силь­ка Кон­стан­ти­но­ви­ча, пле­мян­ни­ка сво­е­го, с ро­стов­ца­ми; и не успел Ва­силь­ко прий­ти к ним на

Русь. А кня­зья рус­ские вы­сту­пи­ли, би­лись с ними и по­беж­де­ны были, и мало их из­ба­ви­лось от смер­ти; те же, кто бо­жьим судом остал­ся жить, убе­жа­ли, а осталь­ные были убиты: Мсти­слав, ста­рый доб­рый князь, тут был убит, и дру­гой Мсти­слав, и дру­гих кня­зей семь было убито, а бояр и про­чих во­и­нов по­гиб­ло мно­же­ство; го­во­рят, что ки­ев­лян одних по­гиб­ло в том сра­же­нии 10 тысяч. И были плач и пе­чаль на Руси и по всем зем­лям, слы­шав­шим об этой беде. Это же зло слу­чи­лось в 30-й день ме­ся­ца мая, на па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Ере­мея...»

 

1)  Как на­зы­ва­ет ле­то­пи­сец при­шед­шие на­ро­ды? Чьим сыном был вла­ди­мир­ский князь Юрий? В каком оду про­ис­хо­дят опи­сан­ные со­бы­тия? (10 бал­лов).

2)  Ка­ко­ва была даль­ней­шая судь­ба вла­ди­мир­ско­го князя Юрия? Ос­но­ва­те­лем ка­ко­го круп­но­го со­вре­мен­но го­ро­да он счи­та­ет­ся и как он за­кон­чил свои дни? (10 бал­лов).

3)  По ему рус­ские кня­зья по­тер­пе­ли по­ра­же­ние в битве? Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­ных со­бы­тий? (10 бал­лов).


Тип 0 № 153
i

Когда и при каких об­сто­я­тель­ствах был ос­но­ван город Санкт-Пе­тер­бург? Когда он стал сто­ли­це и в связи с чем Петр I пе­ре­нес сюда свою ре­зи­ден­цию?Ка­ко­во было зна­че­ние Санкт-Пе­тер­бур­га в ре­фор­ма­тор­ской по­ли­ти­ке пер­во­го рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра? (40 бал­лов).


Тип 0 № 154
i

Перед Вами порт­ре­ты трех го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей:

1)  На­зо­ви­те, кто изоб­ра­жен на порт­ре­тах, какие долж­но­сти за­ни­ма­ли эти люди в ад­ми­ни­стра­тив­ной струк­ту­ре го­су­дар­ства? (10 бал­лов).

2)  На­зо­ви­те пра­ви­те­лей, в цар­ство­ва­ние ко­то­рых про­сла­ви­лись эти го­су­дар­ствен­ные де­я­те­ли. Ука­жи­те даты прав­ле­ния этих мо­нар­хов (10 бал­лов).

3)  Опи­ши­те важ­ней­шие де­я­ния этих лиц, какой след они оста­ви­ли в рус­ской ис­то­рии и в каких из­вест­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях при­ни­ма­ли уча­стие? Какое «общее дело» объ­еди­ня­ет этих трех го­су­дар­ствен­ных мужей раз­ных эпох? (10 бал­лов).


Тип 0 № 155
i

Про­чти­те ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. Ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию из ис­точ­ни­ка, а также зна­ния по курсу ис­то­рии Рос­сии, от­веть­те на во­про­сы. (30 бал­лов).

 

«Ма­туш­ка Ми­ло­сти­вая Го­су­да­ры­ня здрав­ство­вать вам мы все же­ла­ем не­щет­ные годы. Мы те­перь по от­пуск сего пись­ма и со всею ко­ман­дою бла­го­по­луч­ны, толь­ко урод наш очень за­не­мог и схва­ти­ла Ево не­ча­ян­ная ко­ли­ка, и я опа­сен, штоб он се­вод­ниш­ную ночь не умер, а болше опа­са­юсь, штоб не ожил. Пер­вая опас­ность для того што он всио здор го­во­рит и нам ето не­скол­ко ве­се­ло, а дру­гая опас­ность, што он дей­стви­тель­но для нас всех опа­сен для тово што он ино­гда как от­зы­ва­ет­ся хотя в преж­нем со­сто­я­нии быть. В силу Имян­но­ва вы­ше­го по­ве­ле­ния я сол­да­там день­ги за пол­го­да отдал, також и ун­де­ра­фи­це­рам, кроме од­но­го По­тиом­ки­на вах­мист­ра для того што слу­жит бе­сжа­ло­ва­нья. И сал­да­ты не­ко­то­рыя сквозь сльо­зы го­во­ри­ли про ми­лость вашу, што они еще та­ко­ва для вас не за­слу­жи­ли за штоб их так в ко­рот­кое время на­граж­дать их. При сем по­сы­лаю спи­сок вам всей ко­ман­де, ко­то­рая те­перь здесь, а ты­се­чи руб­лиов ма­туш­ка не до­ста­ло и я до­пол­нил чер­вон­ны­ми, и у нас здесь было много смеха над гра­но­де­ра­ми об чер­вон­ных, когда оне у меня брали, иныя про­си­ли для тово што не ви­до­ва­ли и опять их от­да­ва­ли,

думая, што оне ни­че­го не стоят. По­слан­ный Черт­ков к ва­ше­му ве­ли­че­ству об­рат­но еще к нам не бывал и для того я опоз­дал вас ре­пор­то­вать, а сие пишу во втор­ник в де­вя­том часу в по­ло­ви­не.

По­смерть ваш верны раб ... (1)».

 

1)  Каким годом да­ти­ру­ет­ся пись­мо? Кем под­пи­са­но (1) и кому ад­ре­со­ва­но пись­мо? (10 бал­лов).

2)  Кто «урод», о ко­то­ром го­во­рит­ся в пись­ме? Ка­ко­ва его судь­ба? И что ее опре­де­ли­ло? (10 бал­лов).

3)  Какие ис­то­ри­че­ские со­бы­тия и ре­фор­мы свя­за­ны с де­я­тель­но­стью того, чьей судь­бе по­свя­ще­но пись­мо? (10 бал­лов).


Тип 0 № 156
i

Как скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния между го­су­дар­ством и пра­во­слав­ной цер­ко­вью в XV-XVI веках? Какие дис­кус­сии воз­ни­ка­ли в это время во­круг во­про­са о цер­ков­ной соб­ствен­но­сти и как этот во­прос ре­шал­ся? (40 бал­лов).


Тип 0 № 157
i

Перед вами гра­вю­ра Ф. Сидо, на ко­то­рой изоб­ра­же­на им­пе­ра­тор­ская семья в окру­же­нии при­двор­ных:

(30 бал­лов).

1)  Пе­ре­чис­ли­те (с го­да­ми прав­ле­ния) трех рос­сий­ских мо­нар­хов изоб­ра­жен­ных на гра­вю­ре. По­че­му один из изоб­ра­жен­ных на гра­вю­ре Ро­ма­но­вых, не­смот­ря на свои права на рос­сий­ский пре­стол, так и не стал мо­нар­хом? Как его имя и в поль­зу кого он от­рек­ся? (10 бал­лов).

2)  В каком от­но­ше­нии род­ства на­хо­дит­ся между собой изоб­ра­жен­ные члены дома Ро­ма­но­вых? Как они свя­за­ны с че­ло­ве­ком, па­мят­ник ко­то­ро­му рас­по­ло­жен на зад­нем плане? (10 бал­лов).

3)  К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся изоб­ра­же­ние? На­зо­ви­те важ­ней­шие за­ко­но­да­тель­ные акты, при­ня­тых в это цар­ство­ва­ние. При­ве­ди­те даты их при­ня­тия. Объ­яс­ни­те одним−двумя пред­ло­же­ни­я­ми, в чем зна­че­ние каж­дой из ука­зан­ных Вами мер (10 бал­лов).


Тип 0 № 158
i

Озна­комь­тесь с вы­держ­кой из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка:

(30 бал­лов).

 

«Вам из­вест­ны мои мысли, кло­нив­ши­е­ся к тому, чтобы по­ки­нуть свою ро­ди­ну. В на­сто­я­щее время я не пре­дви­жу ни ма­лей­шей воз­мож­но­сти к при­ве­де­нию их в ис­пол­не­ние, и затем не­счаст­ное по­ло­же­ние моего Оте­че­ства за­став­ля­ет меня при­дать своим мыс­лям иное на­прав­ле­ние. Мне ду­ма­лось, что если когда-либо при­дет и мой черед цар­ство­вать, то вме­сто доб­ро­воль­но­го из­гна­ния себя я сде­лаю не­срав­нен­но лучше, по­свя­тив себя за­да­че да­ро­вать стра­не сво­бо­ду и тем не до­пу­стить ее сде­лать­ся в бу­ду­щем иг­руш­кою в руках каких-либо безум­цев. Это за­ста­ви­ло меня пе­ре­ду­мать о мно­гом, и мне ка­жет­ся, что это было бы луч­шим об­раз­цом ре­во­лю­ции, так как она была бы про­из­ве­де­на за­кон­ной вла­стью, ко­то­рая пе­ре­ста­ла бы су­ще­ство­вать, как толь­ко кон­сти­ту­ция была бы за­кон­че­на и нация из­бра­ла бы своих пред­ста­ви­те­лей. Вот в чем за­клю­ча­ет­ся моя мысль...

Мы на­ме­ре­ва­ем­ся в те­че­ние на­сто­я­ще­го цар­ство­ва­ния по­ру­чить пе­ре­ве­сти на рус­ский язык столь­ко по­лез­ных книг, как это толь­ко ока­жет­ся воз­мож­ным, но вы­хо­дить в пе­ча­ти будут толь­ко те из них, пе­ча­та­ние ко­то­рых ока­жет­ся воз­мож­ным, а осталь­ные мы при­бе­ре­жем для бу­ду­ще­го; таким об­ра­зом, по мере воз­мож­но­сти по­ло­жим на­ча­ло

рас­про­стра­не­нию зна­ния и про­све­ще­ния умов. Но когда при­дет мой черед, тогда нужно будет ста­рать­ся, само собою ра­зу­ме­ет­ся, по­сте­пен­но об­ра­зо­вать на­род­ное пред­ста­ви­тель­ство, ко­то­рое, долж­ным об­ра­зом ру­ко­во­ди­мое, со­ста­ви­ло бы сво­бод­ную кон­сти­ту­цию, после чего моя власть со­вер­шен­но пре­кра­ти­лась бы, и я, если Про­ви­де­ние по­кро­ви­тель­ство­ва­ло бы нашей ра­бо­те, уда­лил­ся бы куда-либо и жил бы счаст­ли­вый и до­воль­ный, видя про­цве­та­ние своей ро­ди­ны и на­сла­жда­ясь им. Вот ка­ко­вы мои мысли, мой до­ро­гой друг. Дай толь­ко Бог, чтобы мы когда-либо могли до­стиг­нуть нашей цели  — да­ро­вать Рос­сии сво­бо­ду и со­хра­нить ее от по­полз­но­ве­ний дес­по­тиз­ма и ти­ра­нии. Вот мое един­ствен­ное же­ла­ние, и я охот­но по­свя­щу все свои труды и всю свою жизнь этой цели, столь до­ро­гой для меня»

 

1)  Ука­жи­те, кем и когда (в каких об­сто­я­тель­ствах) было на­пи­са­но это пись­мо и кому оно ад­ре­со­ва­но? (10 бал­лов).

2)  С чем свя­за­но «не­счаст­ное по­ло­же­ние Оте­че­ства»? Какие меры, кроме пе­ре­во­да и из­да­ния про­све­ти­тель­ской ли­те­ра­ту­ры, были пред­при­ня­ты ав­то­ром пись­ма для пре­одо­ле­ния этого «по­ло­же­ния»? (10 бал­лов).

3)  Уда­лось ли ав­то­ру пись­ма ре­а­ли­зо­вать свои планы? Какие ре­фор­мы были им про­ве­де­ны и по­лу­чи­лось ли «да­ро­вать Рос­сии сво­бо­ду»? (10 бал­лов).


Тип 0 № 159
i

Петр I издал целый ряд ука­зов, за­пре­ща­ю­щих на­силь­ствен­ную вы­да­чу замуж и же­нить­бу, а также указ, огра­ни­чи­ва­ю­щий так на­зы­ва­е­мый «сго­вор­ный брак», брак, за­клю­ча­ю­щий­ся по воле ро­ди­те­лей же­ни­ха и не­ве­сты, по их сго­во­ру. Как вы счи­та­е­те, чем ру­ко­вод­ство­вал­ся Петр, когда из­да­вал их? (40 бал­лов).


Тип 1 № 160
i

Ука­жи­те про­зви­ще князя, пра­вив­ше­го в Киеве в 1120 г.

1) Боль­шое Гнез­до
2) Муд­рый
3) Мо­но­мах
4) Ста­рый

Тип 1 № 161
i

Кто из пе­ре­чис­лен­ных был мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским в XI в.?

1) Ан­то­ний Рим­ля­нин
2) Ила­ри­он
3) Кли­мент Смо­ля­тич
4) Фе­о­до­сий Пе­чер­ский

Тип 1 № 162
i

Сто­гла­вый собор  — это:

1) Пер­вый зем­ский собор
2) Зем­ский собор 1613 г., из­брав­ший на цар­ство Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва
3) Цер­ков­ный собор 1551 г.
4) Зем­ский собор, при­няв­ший Со­бор­ное уло­же­ние

Тип 1 № 163
i

«Юно­сти чест­ное зер­ца­ло» яв­ля­ет­ся:

1) пер­вым ху­до­же­ствен­ным ро­ма­ном в Рос­сий­ской ис­то­рии
2) ли­те­ра­тур­но-пе­да­го­ги­че­ским па­мят­ни­ком, на­пи­сан­ным по ука­за­нию Петра I
3) па­мят­ни­ком ли­те­ра­ту­ры – ано­ним­ным со­чи­не­ни­ем ду­хов­но­го лица
4) сво­дом пра­вил по­ве­де­ния для юных дво­ря­нок, со­став­лен­ным Ека­те­ри­ной II

Тип 1 № 164
i

Сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства для всех со­сло­вий, вклю­чая кре­пост­ных, в

Рос­сии была вве­де­на:

1) Пет­ром I
2) Ека­те­ри­ной II
3) Пав­лом I
4) Алек­сан­дром I
Всего: 689    1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80