Как складывались отношения между государством и православной церковью в XV-XVI веках? Какие дискуссии возникали в это время вокруг вопроса о церковной собственности и как этот вопрос решался? (40 баллов).
С ростом власти и авторитета московских князей обостряются их отношения с церковной властью. Еще Дмитрий Донской пытался контролировать церковные должности и навязать кандидатуру своего ставленника на должность митрополита (Митяй), что ведет его к конфликту с митрополитом Киприаном (1378−1381), в ходе которого последний наложил анафему на князя.
В 1439 г. на Флорентийском соборе была заключена уния между православной и католической церквями под главенством папы римского. Митрополит Исидор, ставленник константинопольского патриарха, так же подписал унию. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован и низложен Василием II Темным. Через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — рязанского епископа Иону, ставленника московского князя. С 1453 г. после падения Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Так началась автокефалия русской церкви и власть московского князя в церковных вопросах еще более возросла. Но с другой стороны, церковь, обладавшая значительным влиянием и собственностью, пыталась контролировать светскую власть, пресекая ее вмешательство в
свою деятельность.
Пик противостояние церковной и княжеской власти пришелся на рубеж XV−XVI вв. Великий князь Иван III был заинтересован в присвоении земельной собственности монастырей, необходимой в т. ч. для земельных пожалований «служилым людям», поэтому в церковных дискуссиях, которые разгорелись в эту эпоху, он первоначально поддерживает точки зрения т. н. «нестяжателей». Идеологом нестяжетельства был Нил
Сорский, который проповедовал строгое исполнение церковных правил и обрядов, аскетический образа жизни и отказ от мирских удовольствий. Отсюда Нил пришел к выводу о вреде монастырского крупного землевладения и считал возможной его ликвидацию. На церковном соборе 1503 г. нестяжатели высказали требования: «чтобы у
монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукодельем».
Противники нестяжателей настаивали на необходимости церковной собственности, поскольку «церковь богатая» могла успешно выполнять функции проводника христианской веры и защищать «бедных и сирых». Они также требовали невмешательства светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви,
занимающей высокое положение в политической жизни государства. Во главе этого направления стоял настоятель Волоцкого монастыря Иосиф, поэтому сторонники этой опозиции назывались «иосифляне» («осифляне»).
Борьба между нестяжателями и иосифлянами продолжалась до середины XVI в. Преследуя свои интересы, великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 г. на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладений. Однако церкви удалось отстоять свое имущество, а нестяжатели потерпели поражение. В первые годы своего правления Василий III еще поддерживал нестяжателей, в том числе покровительствовал Максиму Греку, ученейшему представителю этого течения. Однако заинтересованный в поддержке церковного большинства великий князь берет сторону Иосифа Волоцкого и борьба против «нестяжателей» приобретает более решительный характер. Лидеры нестяжателей были
осуждены и подверглись наказаниям: боярин Берсень-Беклемишев (1525), богослов Максим Грек (1525, 1531), князь Вассиан Патрикеев (1531).
В середине XVI в. государство вновь предприняло наступление на церковные владения. На Стоглавом соборе (1551) было запрещено монастырям принимать в дар земли без одобрения царя, а на соборе 1580 г. монастырям было велено вернуть земли, отданные на помин души. Однако, церковная собственность продолжала увеличиваться,
историки полагают что в XVII веке церкви принадлежала 1/3 всей территории Московского государства.
В тоже время усиливается вмешательство самодержца в церковные дела, открытое выступление митрополита Филиппа II (Федора Колычева) против опричной политики Ивана IV привело к его смещению и убийству (1568−1569).
Пытаясь повысить авторитет русской церкви, правительство Федора Иоанновича добивается учреждение московского патриархата (1589).