Петр I издал целый ряд указов, запрещающих насильственную выдачу замуж и женитьбу, а также указ, ограничивающий так называемый «сговорный брак», брак, заключающийся по воле родителей жениха и невесты, по их сговору. Как вы считаете, чем руководствовался Петр, когда издавал их? (40 баллов).
На бумаге петровские реформы затронули практически все области жизни русского человека, на деле какие-то реформы были реализованы полностью, другие — лишь частично, третьи — так и не воплотились в реальность. Традиция сговорных браков существовала в России практически до самого конца империи, впрочем уже в середине XIX века начав эволюционировать в традицию благословения. Чем же руководствовался Петр, пытаясь по крайней мере ограничить ее действие?
Во-первых, Петр сам стал жертвой навязанного брака. Молодому царю невесту выбрала его мать — Наталья Нарышкина. Брак с Евдокией Лопухиной был неудачным, Петр не любил свою супругу, не случайно не сохранилась их переписка, ее попросту не существовало, в отличие от писем — полных любви, игривых и смешливых — его второй жене и первой российской императрице Екатерине I. В конце концов Лопухина была
насильно пострижена в монастырь и Петр получил возможность сочетаться браком повторно.
Во-вторых, император писал «не любящиеся между собою соупружествуют... и по сицевому началу житие тех мужа и жены бывает бедно... и детей бесприжитно». Петр смотрел на брак совершенно иными глазами, нежели было принято до этого, — более рационально и секулярно. Брак для него, идеолога «регулярного государства», означал не просто воплощение христианской любви, но единицу государственного значения, ведь счастливый брак это дети, а дети – будущие воины, в которых так нуждалась страна, совсем недавно перешедшая на рекрутский набор. Для него было очевидно, что добровольность брака является ключевым элементом не только душевного счастья жениха и невесты, но и государственной демографической политики.
В-третьих, он безусловно испытывал влияние более индивидуалистичной европейской традиции, в сочетании, опять-таки, с пониманием того, как должно быть устроено «регулярное государство». Отсюда возникновение ассамблей, где женщины и мужчины общаться на равных, отсюда и первая в истории России официальная служба для женщин (конечно, дворянок), прописанная в Табели о рангах.