сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 159
i

Петр I издал целый ряд ука­зов, за­пре­ща­ю­щих на­силь­ствен­ную вы­да­чу замуж и же­нить­бу, а также указ, огра­ни­чи­ва­ю­щий так на­зы­ва­е­мый «сго­вор­ный брак», брак, за­клю­ча­ю­щий­ся по воле ро­ди­те­лей же­ни­ха и не­ве­сты, по их сго­во­ру. Как вы счи­та­е­те, чем ру­ко­вод­ство­вал­ся Петр, когда из­да­вал их? (40 бал­лов).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

На бу­ма­ге пет­ров­ские ре­фор­мы за­тро­ну­ли прак­ти­че­ски все об­ла­сти жизни рус­ско­го че­ло­ве­ка, на деле какие-то ре­фор­мы были ре­а­ли­зо­ва­ны пол­но­стью, дру­гие  — лишь ча­стич­но, тре­тьи  — так и не во­пло­ти­лись в ре­аль­ность. Тра­ди­ция сго­вор­ных бра­ков су­ще­ство­ва­ла в Рос­сии прак­ти­че­ски до са­мо­го конца им­пе­рии, впро­чем уже в се­ре­ди­не XIX века начав эво­лю­ци­о­ни­ро­вать в тра­ди­цию бла­го­сло­ве­ния. Чем же ру­ко­вод­ство­вал­ся Петр, пы­та­ясь по край­ней мере огра­ни­чить ее дей­ствие?

Во-пер­вых, Петр сам стал жерт­вой на­вя­зан­но­го брака. Мо­ло­до­му царю не­ве­сту вы­бра­ла его мать  — На­та­лья На­рыш­ки­на. Брак с Ев­до­ки­ей Ло­пу­хи­ной был не­удач­ным, Петр не любил свою су­пру­гу, не слу­чай­но не со­хра­ни­лась их пе­ре­пис­ка, ее по­про­сту не су­ще­ство­ва­ло, в от­ли­чие от писем  — пол­ных любви, иг­ри­вых и смеш­ли­вых  — его вто­рой жене и пер­вой рос­сий­ской им­пе­ра­три­це Ека­те­ри­не I. В конце кон­цов Ло­пу­хи­на была

на­силь­но по­стри­же­на в мо­на­стырь и Петр по­лу­чил воз­мож­ность со­че­тать­ся бра­ком по­втор­но.

Во-вто­рых, им­пе­ра­тор писал «не лю­бя­щи­е­ся между собою со­упру­же­ству­ют... и по си­це­во­му на­ча­лу житие тех мужа и жены бы­ва­ет бедно... и детей бес­при­жит­но». Петр смот­рел на брак со­вер­шен­но иными гла­за­ми, не­же­ли было при­ня­то до этого,  — более ра­ци­о­наль­но и се­ку­ляр­но. Брак для него, идео­ло­га «ре­гу­ляр­но­го го­су­дар­ства», озна­чал не про­сто во­пло­ще­ние хри­сти­ан­ской любви, но еди­ни­цу го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния, ведь счаст­ли­вый брак это дети, а дети – бу­ду­щие воины, в ко­то­рых так нуж­да­лась стра­на, со­всем не­дав­но пе­ре­шед­шая на ре­крут­ский набор. Для него было оче­вид­но, что доб­ро­воль­ность брака яв­ля­ет­ся клю­че­вым эле­мен­том не толь­ко ду­шев­но­го сча­стья же­ни­ха и не­ве­сты, но и го­су­дар­ствен­ной де­мо­гра­фи­че­ской по­ли­ти­ки.

В-тре­тьих, он без­услов­но ис­пы­ты­вал вли­я­ние более ин­ди­ви­ду­а­ли­стич­ной ев­ро­пей­ской тра­ди­ции, в со­че­та­нии, опять-таки, с по­ни­ма­ни­ем того, как долж­но быть устро­е­но «ре­гу­ляр­ное го­су­дар­ство». От­сю­да воз­ник­но­ве­ние ас­сам­блей, где жен­щи­ны и муж­чи­ны об­щать­ся на рав­ных, от­сю­да и пер­вая в ис­то­рии Рос­сии офи­ци­аль­ная служ­ба для жен­щин (ко­неч­но, дво­ря­нок), про­пи­сан­ная в Та­бе­ли о ран­гах.

Классификатор: Пер­со­на­лии. Ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, Ис­то­рия Рос­сии 2. 2.1 Рос­сия в XVIII – се­ре­ди­не XIX в., Ис­то­рия Рос­сии 2. 2.1.1 Пет­ров­ские пре­об­ра­зо­ва­ния. Аб­со­лю­тизм, Даты. Ре­фор­мы, Пе­ри­о­ды. 04 ХVII−XVIII века