Ознакомьтесь с выдержкой из исторического источника:
(30 баллов).
«Вам известны мои мысли, клонившиеся к тому, чтобы покинуть свою родину. В настоящее время я не предвижу ни малейшей возможности к приведению их в исполнение, и затем несчастное положение моего Отечества заставляет меня придать своим мыслям иное направление. Мне думалось, что если когда-либо придет и мой черед царствовать, то вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей. Вот в чем заключается моя мысль...
Мы намереваемся в течение настоящего царствования поручить перевести на русский язык столько полезных книг, как это только окажется возможным, но выходить в печати будут только те из них, печатание которых окажется возможным, а остальные мы прибережем для будущего; таким образом, по мере возможности положим начало
распространению знания и просвещения умов. Но когда придет мой черед, тогда нужно будет стараться, само собою разумеется, постепенно образовать народное представительство, которое, должным образом руководимое, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я, если Провидение покровительствовало бы нашей работе, удалился бы куда-либо и жил бы счастливый и довольный, видя процветание своей родины и наслаждаясь им. Вот каковы мои мысли, мой дорогой друг. Дай только Бог, чтобы мы когда-либо могли достигнуть нашей цели — даровать России свободу и сохранить ее от поползновений деспотизма и тирании. Вот мое единственное желание, и я охотно посвящу все свои труды и всю свою жизнь этой цели, столь дорогой для меня»
1) Укажите, кем и когда (в каких обстоятельствах) было написано это письмо и кому оно адресовано? (10 баллов).
2) С чем связано «несчастное положение Отечества»? Какие меры, кроме перевода и издания просветительской литературы, были предприняты автором письма для преодоления этого «положения»? (10 баллов).
3) Удалось ли автору письма реализовать свои планы? Какие реформы были им проведены и получилось ли «даровать России свободу»? (10 баллов).
1) Автор письма — великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I), адресат — его бывший наставник и учитель Фредерик-Сезар Лагарп. Письмо написано осенью 1797 г. (27 сентября/ 8 октября) и тайно передано с отправлявшимся за границу Н. Н. Новосильцевым.
2) «Несчастное положение Отечества» связано с деспотическим царствованием Павла I, отца великого князя («абсолютная власть все решает сама и действует вкривь и вкось»), с произволом и безнаказанностью, которые царят на всех уровнях власти: «земледелец утеснен, торговля затруднена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Александр Павлович поддерживает кружок И. П. Пнина, издателя «Санкт-Петербургского журнала» (1798), в котором публикуются переводные сочинения просветителей. Однако, с лета 1799 г. в высшем обществе столицы начинает складываться заговор с целью свержения Павла I, о котором не мог не знать наследник престола, на которого возлагали свои надежды заговорщики. По-видимому, Александр находился в курсе действий заговорщиков, во главе которых стояли вице-канцлер Н. П. Панин, братья П. А. и Н. А. Зубовы и генералгубернатор Петербурга П. А. Пален. Заговорщиками был подготовлен и совершен дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в результате которого Павел I был убит, а на престол вступил его старший сын.
3) Желание Александра I, высказанное в письме Лагарпу, «сделать Россию счастливой и охранить ее от посягательств деспотизма» с помощью конституции пронес через все свое царствование, однако воплощение в жизнь оно так и не нашло. В сентябре 1801 г., накануне коронации, А. Р. Воронцовым, В. П. Кочубеем и Н. Н. Новосильцевым был подготовлен проект «Жалованной грамоты российскому народу», предоставлявший подданным различные права и свободы, при сохранении сословного строя. Александр I должен был принести клятву в соблюдении принципов «Жалованной грамоты» во время коронации, но молодой царь отверг этот акт. В 1809 г. М. М. Сперанский, по заданию императора, составил «Введение к уложению государственных законов» (1809), в котором был разработан проект административных и политических реформ, включавших создание представительных органов власти. Однако из всего плана реформ было реализовано только открытие Государственного совета (1810). В 1818 г. Александр I поручил разработать проект конституции Н. Н. Новосильцеву, подготовившему текст
«Государственной уставной грамоты Российской империи» к 1820 г. Несмотря на довольно ограниченные полномочия, предоставляемые проектом представительному органу (Государственному сейму) и широкие права императора, Александр I так и не решился «даровать России свободу» и конституцию.