сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 158
i

Озна­комь­тесь с вы­держ­кой из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка:

(30 бал­лов).

 

«Вам из­вест­ны мои мысли, кло­нив­ши­е­ся к тому, чтобы по­ки­нуть свою ро­ди­ну. В на­сто­я­щее время я не пре­дви­жу ни ма­лей­шей воз­мож­но­сти к при­ве­де­нию их в ис­пол­не­ние, и затем не­счаст­ное по­ло­же­ние моего Оте­че­ства за­став­ля­ет меня при­дать своим мыс­лям иное на­прав­ле­ние. Мне ду­ма­лось, что если когда-либо при­дет и мой черед цар­ство­вать, то вме­сто доб­ро­воль­но­го из­гна­ния себя я сде­лаю не­срав­нен­но лучше, по­свя­тив себя за­да­че да­ро­вать стра­не сво­бо­ду и тем не до­пу­стить ее сде­лать­ся в бу­ду­щем иг­руш­кою в руках каких-либо безум­цев. Это за­ста­ви­ло меня пе­ре­ду­мать о мно­гом, и мне ка­жет­ся, что это было бы луч­шим об­раз­цом ре­во­лю­ции, так как она была бы про­из­ве­де­на за­кон­ной вла­стью, ко­то­рая пе­ре­ста­ла бы су­ще­ство­вать, как толь­ко кон­сти­ту­ция была бы за­кон­че­на и нация из­бра­ла бы своих пред­ста­ви­те­лей. Вот в чем за­клю­ча­ет­ся моя мысль...

Мы на­ме­ре­ва­ем­ся в те­че­ние на­сто­я­ще­го цар­ство­ва­ния по­ру­чить пе­ре­ве­сти на рус­ский язык столь­ко по­лез­ных книг, как это толь­ко ока­жет­ся воз­мож­ным, но вы­хо­дить в пе­ча­ти будут толь­ко те из них, пе­ча­та­ние ко­то­рых ока­жет­ся воз­мож­ным, а осталь­ные мы при­бе­ре­жем для бу­ду­ще­го; таким об­ра­зом, по мере воз­мож­но­сти по­ло­жим на­ча­ло

рас­про­стра­не­нию зна­ния и про­све­ще­ния умов. Но когда при­дет мой черед, тогда нужно будет ста­рать­ся, само собою ра­зу­ме­ет­ся, по­сте­пен­но об­ра­зо­вать на­род­ное пред­ста­ви­тель­ство, ко­то­рое, долж­ным об­ра­зом ру­ко­во­ди­мое, со­ста­ви­ло бы сво­бод­ную кон­сти­ту­цию, после чего моя власть со­вер­шен­но пре­кра­ти­лась бы, и я, если Про­ви­де­ние по­кро­ви­тель­ство­ва­ло бы нашей ра­бо­те, уда­лил­ся бы куда-либо и жил бы счаст­ли­вый и до­воль­ный, видя про­цве­та­ние своей ро­ди­ны и на­сла­жда­ясь им. Вот ка­ко­вы мои мысли, мой до­ро­гой друг. Дай толь­ко Бог, чтобы мы когда-либо могли до­стиг­нуть нашей цели  — да­ро­вать Рос­сии сво­бо­ду и со­хра­нить ее от по­полз­но­ве­ний дес­по­тиз­ма и ти­ра­нии. Вот мое един­ствен­ное же­ла­ние, и я охот­но по­свя­щу все свои труды и всю свою жизнь этой цели, столь до­ро­гой для меня»

 

1)  Ука­жи­те, кем и когда (в каких об­сто­я­тель­ствах) было на­пи­са­но это пись­мо и кому оно ад­ре­со­ва­но? (10 бал­лов).

2)  С чем свя­за­но «не­счаст­ное по­ло­же­ние Оте­че­ства»? Какие меры, кроме пе­ре­во­да и из­да­ния про­све­ти­тель­ской ли­те­ра­ту­ры, были пред­при­ня­ты ав­то­ром пись­ма для пре­одо­ле­ния этого «по­ло­же­ния»? (10 бал­лов).

3)  Уда­лось ли ав­то­ру пись­ма ре­а­ли­зо­вать свои планы? Какие ре­фор­мы были им про­ве­де­ны и по­лу­чи­лось ли «да­ро­вать Рос­сии сво­бо­ду»? (10 бал­лов).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  Автор пись­ма  — ве­ли­кий князь Алек­сандр Пав­ло­вич (бу­ду­щий им­пе­ра­тор Алек­сандр I), ад­ре­сат  — его быв­ший на­став­ник и учи­тель Фре­де­рик-Сезар Ла­гарп. Пись­мо на­пи­са­но осе­нью 1797 г. (27 сен­тяб­ря/ 8 ок­тяб­ря) и тайно пе­ре­да­но с от­прав­ляв­шим­ся за гра­ни­цу Н. Н. Но­во­силь­це­вым.

 

2)  «Не­счаст­ное по­ло­же­ние Оте­че­ства» свя­за­но с дес­по­ти­че­ским цар­ство­ва­ни­ем Павла I, отца ве­ли­ко­го князя («аб­со­лют­ная власть все ре­ша­ет сама и дей­ству­ет вкривь и вкось»), с про­из­во­лом и без­на­ка­зан­но­стью, ко­то­рые царят на всех уров­нях вла­сти: «зем­ле­де­лец утес­нен, тор­гов­ля за­труд­не­на, сво­бо­да и лич­ное бла­го­со­сто­я­ние уни­что­же­ны». Алек­сандр Пав­ло­вич под­дер­жи­ва­ет кру­жок И. П. Пнина, из­да­те­ля «Санкт-Пе­тер­бург­ско­го жур­на­ла» (1798), в ко­то­ром пуб­ли­ку­ют­ся пе­ре­вод­ные со­чи­не­ния про­све­ти­те­лей. Од­на­ко, с лета 1799 г. в выс­шем об­ще­стве сто­ли­цы на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся за­го­вор с целью свер­же­ния Павла I, о ко­то­ром не мог не знать на­след­ник пре­сто­ла, на ко­то­ро­го воз­ла­га­ли свои на­деж­ды за­го­вор­щи­ки. По-ви­ди­мо­му, Алек­сандр на­хо­дил­ся в курсе дей­ствий за­го­вор­щи­ков, во главе ко­то­рых сто­я­ли вице-канц­лер Н. П. Панин, бра­тья П. А. и Н. А. Зу­бо­вы и ге­не­рал­гу­бер­на­тор Пе­тер­бур­га П. А. Пален. За­го­вор­щи­ка­ми был под­го­тов­лен и со­вер­шен двор­цо­вый пе­ре­во­рот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го Павел I был убит, а на пре­стол всту­пил его стар­ший сын.

 

3)  Же­ла­ние Алек­сандра I, вы­ска­зан­ное в пись­ме Ла­гар­пу, «сде­лать Рос­сию счаст­ли­вой и охра­нить ее от по­ся­га­тельств дес­по­тиз­ма» с по­мо­щью кон­сти­ту­ции про­нес через все свое цар­ство­ва­ние, од­на­ко во­пло­ще­ние в жизнь оно так и не нашло. В сен­тяб­ре 1801 г., на­ка­ну­не ко­ро­на­ции, А. Р. Во­рон­цо­вым, В. П. Ко­чу­бе­ем и Н. Н. Но­во­силь­це­вым был под­го­тов­лен про­ект «Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты рос­сий­ско­му на­ро­ду», предо­став­ляв­ший под­дан­ным раз­лич­ные права и сво­бо­ды, при со­хра­не­нии со­слов­но­го строя. Алек­сандр I дол­жен был при­не­сти клят­ву в со­блю­де­нии прин­ци­пов «Жа­ло­ван­ной гра­мо­ты» во время ко­ро­на­ции, но мо­ло­дой царь от­верг этот акт. В 1809 г. М. М. Спе­ран­ский, по за­да­нию им­пе­ра­то­ра, со­ста­вил «Вве­де­ние к уло­же­нию го­су­дар­ствен­ных за­ко­нов» (1809), в ко­то­ром был раз­ра­бо­тан про­ект ад­ми­ни­стра­тив­ных и по­ли­ти­че­ских ре­форм, вклю­чав­ших со­зда­ние пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти. Од­на­ко из всего плана ре­форм было ре­а­ли­зо­ва­но толь­ко от­кры­тие Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та (1810). В 1818 г. Алек­сандр I по­ру­чил раз­ра­бо­тать про­ект кон­сти­ту­ции Н. Н. Но­во­силь­це­ву, под­го­то­вив­ше­му текст

«Го­су­дар­ствен­ной устав­ной гра­мо­ты Рос­сий­ской им­пе­рии» к 1820 г. Не­смот­ря на до­воль­но огра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия, предо­став­ля­е­мые про­ек­том пред­ста­ви­тель­но­му ор­га­ну (Го­су­дар­ствен­но­му сейму) и ши­ро­кие права им­пе­ра­то­ра, Алек­сандр I так и не ре­шил­ся «да­ро­вать Рос­сии сво­бо­ду» и кон­сти­ту­цию.

Классификатор: Пер­со­на­лии. Ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, Пе­ри­о­ды. 04 ХVII−XVIII века, Ра­бо­та с тек­стом