Перечислите в хронологическом порядке основные конституционные акты, принятые в Советском государстве (1917−1991 гг.). Укажите время и исторические обстоятельства принятия данных актов, их основные политические положения, а также права и свободы, которые они устанавливали. Насколько полно провозглашенные в советских конституциях принципы были реализованы на практике? (40 баллов).
Основные конституционные акты, принятые в Советском государстве (1917−1991 гг.):
- Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 г.;
- Основной Закон (Конституция) СССР 1924 г.;
- Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г.;
- Конституция (Основной Закон) СССР 1977 г.
Конституция РСФСР 1918 года была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года.
Первый раздел Конституции включал в себя «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (принята III съездом Советов в январе 1918 г.). Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. В частности провозглашалось уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное разоружение имущих классов. Конституция 1918 г. законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как наиболее приемлемую форму для многонационального государства.
В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения: в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). Участие иных социальных групп в выборах органов власти исключалось («лишенцы»), равное избирательное право отсутствовало.
Высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами — ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет), который образовывал правительство Республики — СНК (Совет народных комиссаров). Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, заимствованного из партийной практики. Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами, на практике Совнарком издавал больше законодательных актов, чем другие высшие органы власти. Подобная система высших органов власти позволяла использовать на практике тактику партийного манипулирования.
Конституция СССР 1924 года была утверждена Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер, но она не изменила основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Декларация содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР.
Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей. Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами — ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 человек от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать. За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно- распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.
Конституция СССР 1936 года («Конституция победившего социализма») - основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года и действовавший (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.
Конституция определяла, что экономическую основу СССР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства, имеющей форму: государственной собственности и колхозно-кооперативной собственности. Конституция фиксировала наличие только двух классов — рабочих и крестьян. Впервые появляется понятие «личная собственность», которая понимается как «частнотрудовая собственность» и предметы потребления, но не на средства производства. Использование личной собственности для извлечения «нетрудовых доходов» запрещалось.
Вводилось всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании в Советы всех степеней. Но на практике Советы продолжали быть декоративным придатком партийного аппарата. В Конституции 1936 г. впервые была законодательно закреплена руководящая роль Коммунистической партии (ст. 126). В отношении прав и свобод граждан проявлялся декларативный демократизм.
В сфере союзных отношений, Конституция разграничивала компетенцию Союза и республик, что также в условиях партийного централизма имело условный характер. Упоминания в тексте Конституции суда и прокуратуры, придавало этим институтам конституционный характер, однако на практике их роль была невелика.
Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Изменяется организационная структура Советов. Советы согласно Конституции декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице Советов. Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.
Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, он имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Нередко Председатель Президиума назывался «главой Советского государства», хотя официально коллегиальным главой государства считался весь Президиум Верховного Совета, который издавал Указы (подписываемые Председателем и секретарём Президиума) по основным вопросам государственного устройства СССР, а также о замещении государственных должностей, награждениях орденами и медалями и т. п. Председатель президиума вручал высшие государственные награды, принимал верительные грамоты и т. п. Но на практике ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какой обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС.
Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. Официально СНК не имел законодательных прав, а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов. 25 февраля 1947 года были внесены изменения в Конституцию СССР по которым СНК был преобразован в Совет министров СССР, а наркоматы в министерства.
Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года и действовала до 1991 г.
СССР провозглашается социалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляет власть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПСС характеризуется как ядро политической системы государственных и общественных организаций (ст. 6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Раздел «Государство и личность» содержат нормы о гражданстве СССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан, устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавились новые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суд действия должностных лиц и др.
Национально-государственному устройству СССР посвящен специальный раздел (главы 811). В нем закреплено, что СССР — единое многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правом участвовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.
Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти и управления. Отражая новый этап развития советской государственности, представительные органы стали называться Советами народных депутатов. Срок полномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом. Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, в ВС ССР и
АССР — с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов в обеих палатах ВС СССР — по 750 человек.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.
Советские конституции во многом носили декоративный характер и выступали идеологическим прикрытием реальной политической системы, в которой власть осуществлялась руководством коммунистической партии (РКП(б), ВКП(б), КПСС). Ни одна из конституций не конституировала какого-либо органа, контролирующего соответствие принимаемых законов действующей конституции.
«Советская демократия» фактически не предусматривала контроля государства со стороны общества. Все советские конституции провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это прежде всего относится к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
В советское время не могло быть и речи о прямом действии конституции. Тексты конституций советского периода менялись по мере упрочения и стабилизации режима, сохраняя преемственность основных положений. Изменение состава статей советских конституций определялось не реальными переменами в отношениях личности и государства, а политическими и идеологическими факторами. Функциональная роль советской конституции заключалась в скрытии реального механизма власти. На самом деле не советы всех уровней, которые были официально провозглашены советскими конституциями центральными органами власти, осуществляли власть. Они были лишь придатком разветвленной и централизованной структуры аппарата ВКП(б) или КПСС.