сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 150
i

Пе­ре­чис­ли­те в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке ос­нов­ные кон­сти­ту­ци­он­ные акты, при­ня­тые в Со­вет­ском го­су­дар­стве (1917−1991 гг.). Ука­жи­те время и ис­то­ри­че­ские об­сто­я­тель­ства при­ня­тия дан­ных актов, их ос­нов­ные по­ли­ти­че­ские по­ло­же­ния, а также права и сво­бо­ды, ко­то­рые они уста­нав­ли­ва­ли. На­сколь­ко полно про­воз­гла­шен­ные в со­вет­ских кон­сти­ту­ци­ях прин­ци­пы были ре­а­ли­зо­ва­ны на прак­ти­ке? (40 бал­лов).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные кон­сти­ту­ци­он­ные акты, при­ня­тые в Со­вет­ском го­су­дар­стве (1917−1991 гг.):

- Кон­сти­ту­ция (Ос­нов­ной Закон) РСФСР 1918 г.;

- Ос­нов­ной Закон (Кон­сти­ту­ция) СССР 1924 г.;

- Кон­сти­ту­ция (Ос­нов­ной Закон) СССР 1936 г.;

- Кон­сти­ту­ция (Ос­нов­ной Закон) СССР 1977 г.

 

Кон­сти­ту­ция РСФСР 1918 года была при­ня­та по­ста­нов­ле­ни­ем V Все­рос­сий­ско­го съез­да со­ве­тов ра­бо­чих, кре­стьян­ских, крас­но­ар­мей­ских и ка­за­чьих де­пу­та­тов 10 июля 1918 года.

Пер­вый раз­дел Кон­сти­ту­ции вклю­чал в себя «Де­кла­ра­цию прав тру­дя­ще­го­ся и экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го на­ро­да» (при­ня­та III съез­дом Со­ве­тов в ян­ва­ре 1918 г.). Эта де­кла­ра­ция, со­сто­яв­шая из 16 ста­тей, пред­став­ля­ла собой пер­вый кон­сти­ту­ци­он­ный акт Со­вет­ской рес­пуб­ли­ки, за­кре­пив­ший ре­зуль­та­ты Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции и про­воз­гла­сив­ший ос­нов­ные прин­ци­пы но­во­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­го го­су­дар­ства. В част­но­сти про­воз­гла­ша­лось уни­что­же­ние вся­кой экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком, пол­ное устра­не­ние де­ле­ния об­ще­ства на клас­сы, по­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ние экс­плу­а­та­то­ров и уста­нов­ле­ния со­ци­а­ли­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции об­ще­ства. Под­твер­жда­лось от­ме­на част­ной соб­ствен­но­сти на землю, де­кре­ты о ра­бо­чем кон­тро­ле, ор­га­ни­за­ция ВСНХ, на­ци­о­на­ли­за­ция бан­ков. Была вве­де­на все­об­щая тру­до­вая по­вин­ность; для за­щи­ты ре­зуль­та­тов ре­во­лю­ции, де­кре­ти­ро­ва­лось об­ра­зо­ва­ние Крас­ной армии и пол­ное разору­же­ние иму­щих клас­сов. Кон­сти­ту­ция 1918 г. за­ко­но­да­тель­но за­кре­пи­ла пе­ре­ход ос­нов­ных средств про­из­вод­ства в соб­ствен­ность го­су­дар­ства и на­ро­да, фор­маль­ное рав­но­пра­вие наций, фе­де­ра­цию, как наи­бо­лее при­ем­ле­мую форму для мно­го­на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ства.

В сфере пуб­лич­но­го права Кон­сти­ту­ция уста­нав­ли­ва­ла не­рав­но­пра­вие раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп на­се­ле­ния: в ходе вы­бо­ров в выс­шие ор­га­ны вла­сти 5 го­ло­сов кре­стьян при­рав­ни­ва­лись к 1 го­ло­су ра­бо­че­го, пре­иму­ще­ства го­род­ских ра­бо­чих в срав­не­нии с кре­стьян­ством под­чер­ки­ва­лись в ходе мно­го­сту­пен­ча­тых вы­бо­ров (не­по­сред­ствен­но на­се­ле­ни­ем из­би­ра­лись толь­ко го­род­ские и сель­ские Со­ве­ты). Уча­стие иных со­ци­аль­ных групп в вы­бо­рах ор­га­нов вла­сти ис­клю­ча­лось («ли­шен­цы»), рав­ное из­би­ра­тель­ное право от­сут­ство­ва­ло.

Выс­шим ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти при­зна­вал­ся Съезд Со­ве­тов, выс­шим за­ко­но­да­тель­ным, ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­ди­тель­ным и кон­тро­ли­ру­е­мым ор­га­ном между съез­да­ми  — ВЦИК (Все­рос­сий­ский Цен­траль­ный Ис­пол­ни­тель­ный Ко­ми­тет), ко­то­рый об­ра­зо­вы­вал пра­ви­тель­ство Рес­пуб­ли­ки  — СНК (Совет на­род­ных ко­мис­са­ров). Ор­га­на­ми Со­вет­ской вла­сти на ме­стах утвер­жда­лись об­ласт­ные, гу­берн­ские, уезд­ные (рай­он­ные), во­лост­ные съез­ды Со­ве­тов, го­род­ские и сель­ские Со­ве­ты и их ис­пол­ко­мы. Вся си­сте­ма ор­га­нов вла­сти стро­и­лась на ос­но­ве прин­ци­па де­мо­кра­ти­че­ско­го цен­тра­лиз­ма, за­им­ство­ван­но­го из пар­тий­ной прак­ти­ки. Кон­сти­ту­ция не при­зна­ва­ла раз­де­ле­ния за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной вла­стей. И ВЦИК и СНК были в рав­ной мере и за­ко­но­да­тель­ны­ми и ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми, на прак­ти­ке Сов­нар­ком из­да­вал боль­ше за­ко­но­да­тель­ных актов, чем дру­гие выс­шие ор­га­ны вла­сти. По­доб­ная си­сте­ма выс­ших ор­га­нов вла­сти поз­во­ля­ла ис­поль­зо­вать на прак­ти­ке так­ти­ку пар­тий­но­го ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния.

 

Кон­сти­ту­ция СССР 1924 года была утвер­жде­на Вто­рым съез­дом Со­ве­тов СССР 31 ян­ва­ря 1924 года. В от­ли­чие от Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 г. Кон­сти­ту­ция 1924 г. имела со­юз­ный, а не рес­пуб­ли­кан­ский ха­рак­тер, но она не из­ме­ни­ла основ го­су­дар­ствен­но­го строя и ин­сти­ту­тов вла­сти, из­би­ра­тель­но­го права. Ос­нов­ной закон СССР 1924 г. со­дер­жал ос­но­вы со­зда­ния со­юз­но­го го­су­дар­ства и не от­ме­нял дей­ствия рес­пуб­ли­кан­ских кон­сти­ту­ций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Кон­сти­ту­ция со­сто­я­ла из двух раз­де­лов: Де­кла­ра­ции об об­ра­зо­ва­нии СССР и До­го­во­ра об об­ра­зо­ва­нии СССР.

Де­кла­ра­ция со­дер­жа­ла прин­ци­пы объ­еди­не­ния в со­юз­ное го­су­дар­ство: доб­ро­воль­ность, рав­но­пра­вие, су­ве­рен­ность и право сво­бод­но­го вы­хо­да из СССР.

Си­сте­ма выс­ших со­юз­ных ор­га­нов вла­сти в ос­нов­ных своих чер­тах дуб­ли­ро­ва­ла си­сте­му го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния по Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 г. и также от­вер­га­ла прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей. Выс­шим ор­га­ном вла­сти СССР яв­лял­ся съезд Со­ве­тов СССР, а в пе­ри­од между съез­да­ми  — ЦИК СССР, со­сто­яв­ший из 2-х палат - Со­юз­но­го Со­ве­та и Со­ве­та на­ци­о­наль­но­стей (по 5 че­ло­век от со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­лик). Между сес­си­я­ми ЦИК СССР выс­шим за­ко­но­да­тель­ным, ис­пол­ни­тель­ным и рас­по­ря­ди­тель­ным ор­га­ном яв­лял­ся Пре­зи­ди­ум ЦИК. Он мог при­оста­нав­ли­вать и от­ме­нять по­ста­нов­ле­ния СНК и от­рас­ле­вых нар­ко­ма­тов СССР, ЦИК и СНК со­юз­ных рес­пуб­лик. По­ста­нов­ле­ния съез­дов Со­ве­тов со­юз­ных рес­пуб­лик он мог толь­ко при­оста­нав­ли­вать. За СНК СССР были за­креп­ле­ны функ­ции выс­ше­го ис­пол­ни­тель­но- рас­по­ря­ди­тель­но­го ор­га­на, ко­то­рый об­ра­зо­вы­вал­ся ЦИК СССР в со­ста­ве пред­се­да­те­ля, его за­ме­сти­те­лей и 10 нар­ко­мов.

Кон­сти­ту­ция СССР 1936 года («Кон­сти­ту­ция по­бе­див­ше­го со­ци­а­лиз­ма») - ос­нов­ной закон СССР, при­ня­тый VIII Все­со­юз­ным чрез­вы­чай­ным съез­дом Со­ве­тов 5 де­каб­ря 1936 года и дей­ство­вав­ший (с из­ме­не­ни­я­ми и до­пол­не­ни­я­ми) до 1977 года.

Кон­сти­ту­ция опре­де­ля­ла, что эко­но­ми­че­скую ос­но­ву СССР со­став­ля­ла со­ци­а­ли­сти­че­ская си­сте­ма хо­зяй­ства и со­ци­а­ли­сти­че­ская соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства, име­ю­щей форму: го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти и кол­хоз­но-ко­опе­ра­тив­ной соб­ствен­но­сти. Кон­сти­ту­ция фик­си­ро­ва­ла на­ли­чие толь­ко двух клас­сов  — ра­бо­чих и кре­стьян. Впер­вые по­яв­ля­ет­ся по­ня­тие «лич­ная соб­ствен­ность», ко­то­рая по­ни­ма­ет­ся как «част­но­тру­до­вая соб­ствен­ность» и пред­ме­ты по­треб­ле­ния, но не на сред­ства про­из­вод­ства. Ис­поль­зо­ва­ние лич­ной соб­ствен­но­сти для из­вле­че­ния «не­тру­до­вых до­хо­дов» за­пре­ща­лось.

Вво­ди­лось все­об­щее рав­ное из­би­ра­тель­ное право, осу­ществ­ля­е­мое при тай­ном го­ло­со­ва­нии в Со­ве­ты всех сте­пе­ней. Но на прак­ти­ке Со­ве­ты про­дол­жа­ли быть де­ко­ра­тив­ным при­дат­ком пар­тий­но­го ап­па­ра­та. В Кон­сти­ту­ции 1936 г. впер­вые была за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­на ру­ко­во­дя­щая роль Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии (ст. 126). В от­но­ше­нии прав и сво­бод граж­дан про­яв­лял­ся де­кла­ра­тив­ный де­мо­кра­тизм.

В сфере со­юз­ных от­но­ше­ний, Кон­сти­ту­ция раз­гра­ни­чи­ва­ла ком­пе­тен­цию Союза и рес­пуб­лик, что также в усло­ви­ях пар­тий­но­го цен­тра­лиз­ма имело услов­ный ха­рак­тер. Упо­ми­на­ния в тек­сте Кон­сти­ту­ции суда и про­ку­ра­ту­ры, при­да­ва­ло этим ин­сти­ту­там кон­сти­ту­ци­он­ный ха­рак­тер, од­на­ко на прак­ти­ке их роль была не­ве­ли­ка.

Со­ве­ты ра­бо­чих, кре­стьян­ских и сол­дат­ских де­пу­та­тов были пе­ре­име­но­ва­ны в Со­ве­ты де­пу­та­тов тру­дя­щих­ся. Из­ме­ня­ет­ся ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра Со­ве­тов. Со­ве­ты со­глас­но Кон­сти­ту­ции де­кла­ри­ро­ва­лись как по­ли­ти­че­ская ос­но­ва СССР. Кон­сти­ту­ция не при­зна­ва­ла прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, а лишь про­во­ди­ла более чет­кую грань между за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­ди­тель­ной де­я­тель­но­стью. Гро­мозд­кие съез­ды были за­ме­не­ны по­сто­ян­но дей­ству­ю­щи­ми сес­си­он­ны­ми ор­га­на­ми в лице Со­ве­тов. Выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном в СССР яв­лял­ся Вер­хов­ный Совет СССР, со­сто­яв­ший из 2-х палат  — Со­ве­та Союза и Со­ве­та На­ци­о­наль­но­стей. Каж­дая па­ла­та поль­зо­ва­лась за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вой. Нор­ма­тив­ные акты при­ни­ма­лись боль­шин­ством го­ло­сов каж­дой па­ла­ты. Выс­ши­ми за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми в рес­пуб­ли­ках яв­ля­лись Вер­хов­ные Со­ве­ты рес­пуб­лик.

Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та СССР не был кон­сти­ту­и­ро­ван как выс­ший орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти, он имел пол­но­мо­чия про­во­дить ре­фе­рен­ду­мы, объ­яв­ле­ния со­сто­я­ния войны, объ­яв­ле­ния общей и ча­стич­ной мо­би­ли­за­ции, ра­ти­фи­ка­ции меж­ду­на­род­ных до­го­во­ров, объ­яв­ле­ния во­ен­но­го по­ло­же­ния в раз­лич­ных рай­о­нах. Пре­зи­ди­ум имел право из­да­вать нор­ма­тив­ные акты в виде ука­зов, ко­то­рые всту­па­ли в дей­ствие до их утвер­жде­ния Вер­хов­ным Со­ве­том СССР. Не­ред­ко Пред­се­да­тель Пре­зи­ди­у­ма на­зы­вал­ся «гла­вой Со­вет­ско­го го­су­дар­ства», хотя офи­ци­аль­но кол­ле­ги­аль­ным гла­вой го­су­дар­ства счи­тал­ся весь Пре­зи­ди­ум Вер­хов­но­го Со­ве­та, ко­то­рый из­да­вал Указы (под­пи­сы­ва­е­мые Пред­се­да­те­лем и сек­ре­тарём Пре­зи­ди­у­ма) по ос­нов­ным во­про­сам го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства СССР, а также о за­ме­ще­нии го­су­дар­ствен­ных долж­но­стей, на­граж­де­ни­ях ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми и т. п. Пред­се­да­тель пре­зи­ди­у­ма вру­чал выс­шие го­су­дар­ствен­ные на­гра­ды, при­ни­мал ве­ри­тель­ные гра­мо­ты и т. п. Но на прак­ти­ке ни Пре­зи­ди­ум, ни его Пред­се­да­тель не имели той вла­сти, какой об­ла­дал Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь ЦК КПСС.

Вер­хов­ный Совет СССР об­ра­зо­вы­вал Сов­нар­ком СССР, ко­то­рый был кон­сти­ту­и­ро­ван как выс­ший ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­ди­тель­ный орган, от­вет­ствен­ный перед Вер­хов­ным Со­ве­том и под­от­чет­ный ему. Офи­ци­аль­но СНК не имел за­ко­но­да­тель­ных прав, а мог лишь из­да­вать под­за­кон­ные акты в рам­ках дей­ству­ю­щих за­ко­нов. В со­став СНК вхо­ди­ли: пред­се­да­тель, его за­ме­сти­те­ли, на­род­ные ко­мис­са­ры, пред­се­да­тель Гос­пла­на, пред­се­да­тель Ко­мис­сии Со­вет­ско­го кон­тро­ля, ру­ко­во­ди­те­ли не­ко­то­рых об­ще­со­юз­ных ко­ми­те­тов. 25 фев­ра­ля 1947 года были вне­се­ны из­ме­не­ния в Кон­сти­ту­цию СССР по ко­то­рым СНК был пре­об­ра­зо­ван в Совет ми­ни­стров СССР, а нар­ко­ма­ты в ми­ни­стер­ства.

 

Кон­сти­ту­ция СССР 1977 года была при­ня­та Вер­хов­ным Со­ве­том СССР 7 ок­тяб­ря 1977 года и дей­ство­ва­ла до 1991 г.

СССР про­воз­гла­ша­ет­ся со­ци­а­ли­сти­че­ским об­ще­на­род­ным го­су­дар­ством, в ко­то­ром народ осу­ществ­ля­ет власть; Со­ве­ты на­род­ных де­пу­та­тов со­став­ля­ют по­ли­ти­че­скую ос­но­ву СССР. КПСС ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как ядро по­ли­ти­че­ской си­сте­мы го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций (ст. 6). Под­чер­ки­ва­ет­ся, что все пар­тий­ные ор­га­ни­за­ции дей­ству­ют в рам­ках Кон­сти­ту­ции СССР.

Раз­дел «Го­су­дар­ство и лич­ность» со­дер­жат нормы о граж­дан­стве СССР, о рав­но­пра­вии граж­дан, фор­му­ли­ру­ют­ся ос­нов­ные права и сво­бо­ды граж­дан, уста­нав­ли­ва­ют­ся га­ран­тии их осу­ществ­ле­ния. К за­креп­лен­ным ранее до­ба­ви­лись новые права: право на охра­ну здо­ро­вья, право на жи­ли­ще, право об­жа­ло­вать в суд дей­ствия долж­ност­ных лиц и др.

На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­но­му устрой­ству СССР по­свя­щен спе­ци­аль­ный раз­дел (главы 811). В нем за­креп­ле­но, что СССР  — еди­ное мно­го­на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство, об­ра­зо­ван­ное на ос­но­ве прин­ци­па со­ци­а­ли­сти­че­ско­го фе­де­ра­лиз­ма, в ре­зуль­та­те сво­бод­но­го са­мо­опре­де­ле­ния наций и доб­ро­воль­но­го объ­еди­не­ния рав­но­прав­ных со­вет­ских со­ци­а­ли­сти­че­ских рес­пуб­лик. Каж­дая со­юз­ная рес­пуб­ли­ка опре­де­ля­ет­ся как су­ве­рен­ное го­су­дар­ство с пра­вом участ­во­вать в ре­ше­нии всех во­про­сов, от­не­сен­ных к ве­де­нию Союза ССР.

Кон­сти­ту­ция СССР 1977 года со­хра­ни­ла си­сте­му ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти и управ­ле­ния. От­ра­жая новый этап раз­ви­тия со­вет­ской го­су­дар­ствен­но­сти, пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны стали на­зы­вать­ся Со­ве­та­ми на­род­ных де­пу­та­тов. Срок пол­но­мо­чий ВС СССР был уве­ли­чен с 4 до 5 лет, а мест­ных Со­ве­тов - с 2 до 2,5 лет, что обес­пе­чи­ло связь их де­я­тель­но­сти с на­род­но­хо­зяй­ствен­ным пла­ном. Воз­раст­ной ценз для из­бра­ния де­пу­та­та­ми в ВС СССР был сни­жен с 23 до 21 года, в ВС ССР и

АССР  — с 21 года до 18 лет. Преду­смат­ри­ва­лось рав­ное число де­пу­та­тов в обеих па­ла­тах ВС СССР  — по 750 че­ло­век.

Впер­вые за­креп­ля­лось по­ло­же­ние о том, что наи­бо­лее важ­ные во­про­сы го­су­дар­ствен­ной жизни вы­но­сят­ся на все­на­род­ное об­суж­де­ние, а также ста­вят­ся на все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние.

Со­вет­ские кон­сти­ту­ции во мно­гом но­си­ли де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер и вы­сту­па­ли идео­ло­ги­че­ским при­кры­ти­ем ре­аль­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, в ко­то­рой власть осу­ществ­ля­лась ру­ко­вод­ством ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии (РКП(б), ВКП(б), КПСС). Ни одна из кон­сти­ту­ций не кон­сти­ту­и­ро­ва­ла ка­ко­го-либо ор­га­на, кон­тро­ли­ру­ю­ще­го со­от­вет­ствие при­ни­ма­е­мых за­ко­нов дей­ству­ю­щей кон­сти­ту­ции.

«Со­вет­ская де­мо­кра­тия» фак­ти­че­ски не преду­смат­ри­ва­ла кон­тро­ля го­су­дар­ства со сто­ро­ны об­ще­ства. Все со­вет­ские кон­сти­ту­ции про­воз­гла­ша­ли прин­ци­пы, ко­то­рые фак­ти­че­ски не осу­ществ­ля­лись в жизни. Это пре­жде всего от­но­сит­ся к таким прин­ци­пам, как при­над­леж­ность вла­сти тру­дя­щим­ся, пол­но­вла­стие Со­ве­тов, фе­де­ра­тив­ное устрой­ство го­су­дар­ства, ис­поль­зо­ва­ние граж­да­на­ми за­креп­лен­ных в кон­сти­ту­ци­ях по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод.

В со­вет­ское время не могло быть и речи о пря­мом дей­ствии кон­сти­ту­ции. Тек­сты кон­сти­ту­ций со­вет­ско­го пе­ри­о­да ме­ня­лись по мере упро­че­ния и ста­би­ли­за­ции ре­жи­ма, со­хра­няя пре­ем­ствен­ность ос­нов­ных по­ло­же­ний. Из­ме­не­ние со­ста­ва ста­тей со­вет­ских кон­сти­ту­ций опре­де­ля­лось не ре­аль­ны­ми пе­ре­ме­на­ми в от­но­ше­ни­ях лич­но­сти и го­су­дар­ства, а по­ли­ти­че­ски­ми и идео­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми. Функ­ци­о­наль­ная роль со­вет­ской кон­сти­ту­ции за­клю­ча­лась в скры­тии ре­аль­но­го ме­ха­низ­ма вла­сти. На самом деле не со­ве­ты всех уров­ней, ко­то­рые были офи­ци­аль­но про­воз­гла­ше­ны со­вет­ски­ми кон­сти­ту­ци­я­ми цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти, осу­ществ­ля­ли власть. Они были лишь при­дат­ком раз­ветв­лен­ной и цен­тра­ли­зо­ван­ной струк­ту­ры ап­па­ра­та ВКП(б) или КПСС.

Классификатор: Ис­то­рия Рос­сии 3. 3.2 СССР в 1922–1991 гг., Ис­то­рия Рос­сии 3. 3.2.1 Об­ра­зо­ва­ние СССР. Выбор путей объ­еди­не­ния. На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ное стро­и­тель­ство, Ис­то­рия Рос­сии 3. 3.2.2 Культ лич­но­сти И.В. Ста­ли­на. Мас­со­вые ре­прес­сии. Кон­сти­ту­ция СССР 1936 г., Ис­то­рия Рос­сии 3. 3.2.13 Кон­сти­ту­ци­он­ное за­креп­ле­ние ру­ко­во­дя­щей роли КПСС. Кон­сти­ту­ция СССР 1977 г., Пе­ри­о­ды. 06 Пер­вая по­ло­ви­на XX века, Пе­ри­о­ды. 07 Вто­рая по­ло­ви­на XX века