сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 147
i

Какие кон­сер­ва­тив­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии и дви­же­ния фор­ми­ру­ют­ся в Рос­сии в на­ча­ле XX века? Какую про­грам­му за­щи­ща­ли кон­сер­ва­то­ры и какие ло­зун­ги вы­дви­га­ли? Кто был важ­ней­ши­ми идео­ло­га­ми и ли­де­ра­ми кон­сер­ва­то­ров? Как сло­жи­лась судь­ба кон­сер­ва­тиз­ма в Рос­сии? (40 бал­лов).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Кон­сер­ва­тизм как те­че­ние по­ли­ти­че­ской мысли и кон­сер­ва­тив­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии в Рос­сии раз­ви­ва­ют­ся слож­ны­ми пу­тя­ми. В на­ча­ле ХХ в. рос­сий­ский кон­сер­ва­тизм был пред­став­лен, с одной сто­ро­ны, про­грам­ма­ми кон­сер­ва­то­ров идео­ло­гов тра­ди­ци­о­на­лиз­ма, с дру­гой сто­ро­ны, идео­ло­ги­ей край­не пра­вых, чер­но­со­тен­ных ор­га­ни­за­ций, со­че­та­ю­щей кон­сер­ва­тив­ные идеи с экс­тре­мист­ски­ми ме­то­да­ми.

Раз­ви­тие кон­сер­ва­тив­ной идео­ло­гии в Рос­сии ру­бе­жа XIX-XX вв. свя­за­но с име­на­ми К. П. По­бе­до­нос­це­ва, В. П. Ме­щер­ско­го, М. Н. Кат­ко­ва, К. Н. Леон­тье­ва, Л. А. Ти­хо­ми­ро­ва. С конца XIX века кон­сер­ва­то­ры со­зда­ют сеть пе­ри­о­ди­че­ских из­да­ний: «Мос­ков­ские ве­до­мо­сти» и «Рус­ский вест­ник», из­да­ва­е­мые Кат­ко­вым, «Граж­да­нин» кн. Ме­щер­ско­го. Круп­ней­шим по­пу­ля­ри­за­то­ром охра­ни­тель­ных идей и тео­ре­ти­ком рос­сий­ско­го мо­нар­хиз­ма был Л. А. Ти­хо­ми­ров (ос­нов­ные труды  — «Мо­нар­хи­че­ская го­су­дар­ствен­ность», 1905 и «Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские ос­но­вы ис­то­рии», 1917−1918).

Для рус­ских кон­сер­ва­то­ров было не­при­ем­ле­мо любое огра­ни­че­ния са­мо­дер­жа­вия, раз­де­ле­ния и вы­бор­но­сти вла­сти. Ду­хов­ную опору мо­нар­хии кон­сер­ва­то­ры ви­де­ли в пра­во­сла­вии. Тра­ди­ци­о­на­ли­сты ру­бе­жа веков не при­ни­ма­ли цен­ност­ных уста­но­вок ра­ци­о­на­ли­сти­че­ской фи­ло­со­фии (граж­дан­ско­го об­ще­ства, идей все­об­ще­го ра­вен­ства, сво­бо­ды, на­род­но­го су­ве­ре­ни­те­та). Кон­сер­ва­то­ры по­сту­ли­руя идею не­со­вер­шен­ства че­ло­ве­че­ской при­ро­ды и огра­ни­чен­но­сти воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, де­ла­ли ак­цент на стро­гом со­блю­де­нии норм мо­ра­ли (под­чер­ки­вая её ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер), се­мей­ных усто­ев и хри­сти­ан­ских за­ве­тов. Пер­во­оче­ред­ную за­да­чу в со­вре­мен­ной им Рос­сии они ви­де­ли в укреп­ле­нии ре­ли­ги­оз­но­сти рус­ско­го об­ще­ства, в по­ощ­ре­нии раз­ви­тия рус­ской церк­ви. Идео­ло­ги кон­сер­ва­тиз­ма про­дол­жа­ли раз­ви­вать также идею са­мо­быт­но­сти Рос­сии, про­ти­во­по­став­ляя её Ев­ро­пе, и на­ци­о­наль­но­го пре­вос­ход­ства рус­ской на­род­но­сти. Л. А. Ти­хо­ми­ров на­ста­и­вал, что в Рос­сии долж­на быть одна гос­под­ству­ю­щая на­род­ность (ве­ли­ко­рус­ская), один гос­под­ству­ю­щий язык (рус­ский), одна гос­под­ству­ю­щая цер­ковь (Пра­во­слав­ная).

Од­на­ко тра­ди­ци­о­на­лист­ские кон­сер­ва­тив­ные про­грам­мы Ме­щер­ско­го, По­бе­до­нос­це­ва, Ти­хо­ми­ро­ва ока­за­лись не впол­не вос­тре­бо­ва­ны вла­стью. В усло­ви­ях уси­ле­ния ли­бе­раль­но­го и ре­во­лю­ци­он­но­го дви­же­ний это вело к по­яв­ле­нию мо­нар­хи­че­ских пар­тий и со­ю­зов пра­во­ра­ди­каль­но­го толка.

В 1900 г. в по­яви­лась пер­вая пра­вая ор­га­ни­за­ция  — «Рус­ское со­бра­ние», ко­то­рая при­зы­ва­ла от­сто­ять «ре­ли­ги­оз­ные, ум­ствен­ные, хо­зяй­ствен­ные, пра­во­вые и по­ли­ти­че­ские ин­те­ре­сы рус­ско­го на­ро­да». Де­я­тель­ность «Рус­ско­го со­бра­ния» спо­соб­ство­ва­ла кон­со­ли­да­ции кон­сер­ва­тив­ных сил. Мно­гие члены раз­лич­ных кон­сер­ва­тив­ных пар­тий и со­ю­зов, не­ред­ко кон­ку­ри­ру­ю­щих друг с дру­гом, вхо­ди­ли в раз­ное время в «Рус­ское со­бра­ние» (в том числе - Л. А. Ти­хо­ми­ров, по­ки­нув­ший «со­бра­ние» в 1908 г.).

Вес­ной 1905 г. в Москве была со­зда­на «Рус­ская мо­нар­хи­че­ская пар­тия» во главе с В. А. Гринг­му­том.

В но­яб­ре 1905 г. в Пе­тер­бур­ге был ор­га­ни­зо­ва­на самая круп­ная пар­тия пра­во­мо­нар­хи­че­ско­го толка  — «Союз рус­ско­го на­ро­да».

Пра­ви­тель­ство суб­си­ди­ро­ва­ло пра­вые пар­тии из сек­рет­но­го фонда Ми­ни­стер­ства внут­рен­них дел. В 1906 г. была пред­при­ня­та не­удач­ная по­пыт­ка, объ­еди­нив все чер­но­со­тен­ные ор­га­ни­за­ции, со­здать еди­ный центр, – «Глав­ную упра­ву объ­еди­нен­но­го рус­ско­го на­ро­да». Од­на­ко среди кон­сер­ва­тив­ных сил не было един­ства. Члены «Рус­ско­го со­бра­ния» не­га­тив­но вос­при­ни­ма­ли тер­рор, про­во­ди­мый дру­ги­ми мо­нар­хи­че­ски­ми пар­ти­я­ми.

В 1907 году после рас­ко­ла в рядах «Союза рус­ско­го на­ро­да» часть его чле­нов во главе с В. М. Пу­риш­ке­ви­чем со­зда­ли «Рус­ский на­род­ный союз имени Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла».

В рам­ках «Союза рус­ско­го на­ро­да» вы­де­ли­лись так на­зы­ва­е­мые дуб­ро­вин­цы во главе с А. И. Дуб­ро­ви­ным и «об­нов­лен­цы», воз­глав­ля­е­мые Н. Е. Мар­ко­вым.

К концу 1907 года чер­но­со­тен­ные ор­га­ни­за­ции дей­ство­ва­ли в 66 гу­бер­ни­ях и об­ла­стях Рос­сии. Со­ци­аль­ный со­став пра­вых пар­тий был самым ши­ро­ким: от пред­ста­ви­те­лей дво­рян­ства до кре­стьян­ства и ра­бо­чих. Чис­лен­ность всех край­не пра­вых пар­тий в 1908 г. рав­ня­лась 400 тыс. че­ло­век. Для про­па­ган­ды своих идей чер­но­со­тен­ца­ми были со­зда­ны ор­га­ни­за­ции в среде ра­бо­чих («Об­ще­ство ак­тив­ной борь­бы с ре­во­лю­ци­ей и анар­хи­ей» в Пе­тер­бур­ге, «Союз рус­ских ра­бо­чих» в Киеве). Так же чер­но­со­тен­цы со­зда­ва­ли бо­е­вые дру­жи­ны для про­ве­де­ния тер­ро­ри­сти­че­ских акций.

Про­грам­мы боль­шин­ства мо­нар­хи­че­ских пар­тий были близ­ки взгля­дам кон­сер­ва­тив­ных идео­ло­гов. Общим прин­ци­пы вклю­ча­ли в себя за­щи­ту са­мо­дер­жа­вия, про­ти­во­по­став­ле­ние ис­то­ри­че­ско­го пути Рос­сии и За­па­да, кри­ти­ку де­мо­кра­ти­че­ских идей и со­ци­а­ли­сти­че­ских уче­ний. Ос­нов­ные рас­хож­де­ния кон­сер­ва­то­ров были свя­за­ны с на­ци­о­наль­ным во­про­сом. На­ци­о­наль­ный ин­те­рес пра­вые ста­ви­ли выше го­су­дар­ствен­но­го ин­те­ре­са. Чер­но­со­тен­цы более рьяно от­ста­и­ва­ли край­ний на­ци­о­на­лизм и ан­ти­се­ми­тизм. Если чер­но­со­тен­ным ор­га­ни­за­ци­ям был свой­стве­нен по­пу­лизм, апел­ля­ция к мас­сам, тра­ди­ци­о­на­ли­сты пы­та­лись до­не­сти свои идеи, пре­жде всего, до об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства. Идео­ло­ги кон­сер­ва­тиз­ма, до­пус­кая кри­ти­ку в адрес пра­ви­тель­ства, пы­та­лись найти выход из кри­зис­ной си­ту­а­ции путем адап­та­ции на­чав­ших­ся ре­форм к тра­ди­ци­ям стра­ны (про­грам­ма Л. Ти­хо­ми­ро­ва). Пред­ста­ви­те­ли же пра­вых пар­тий не­при­ми­ри­мо вы­сту­пи­ли про­тив Думы, дей­ствий пра­ви­тель­ства (ре­форм С. Ю. Витте, П. А. Сто­лы­пи­на), не­ред­ко осуж­да­ли дей­ствия им­пе­ра­то­ра.

От­но­ше­ния рос­сий­ских тра­ди­ци­о­на­ли­стов с идео­ло­га­ми чер­но­со­тен­цев были на­пря­жен­ны­ми. Во вли­я­тель­ных кон­сер­ва­тив­ных из­да­ни­ях «Мос­ков­ских ве­до­мо­стях», «Новом вре­ме­ни» осуж­дал­ся экс­тре­мизм «Союза рус­ско­го на­ро­да». Л. А. Ти­хо­ми­ров и В. П. Ме­щер­ский не­од­но­крат­но кри­ти­ко­ва­ли взгля­ды и дей­ствия чер­но­со­тен­цев.

После 1917 г. в Рос­сии де­я­тель­ность кон­сер­ва­тив­ных пар­тий была за­пре­ще­на. От­дель­ные ру­ко­во­ди­те­ли и члены пра­во­мо­нар­хи­че­ских пар­тий были при­вле­че­ны к су­деб­ной от­вет­ствен­но­сти, дру­гие по­лу­чи­ли позже место слу­жа­щих в со­вет­ских учре­жде­ни­ях (Н. А. Эн­гель­гардт, Б. В. Ни­коль­ский, А. И. Со­бо­лев­ский). Мно­гие из них впо­след­ствии были аре­сто­ва­ны и рас­стре­ля­ны. Часть чер­но­со­тен­цев при­ня­ла уча­стие в белом дви­же­нии в годы граж­дан­ской войны. Не­ма­ло мо­нар­хи­стов эми­гри­ро­ва­ли (Н. Е. Мар­ков, В. П. Со­ко­лов, Д. П. Го­ли­цин, А. А. Рим­ский-Кор­са­ков и др.). В 1921 г. в Гер­ма­нии был со­здан Выс­ший мо­нар­хи­че­ский совет. Од­на­ко по­явив­ши­е­ся в эми­гра­ции мо­нар­хи­че­ские объ­еди­не­ния су­ще­ствен­но от­ли­ча­лись от мо­нар­хи­че­ских со­ю­зов, су­ще­ство­вав­ших в Рос­сии (раз­ли­чия в целях, сред­ствах их до­сти­же­ния, со­ста­ве участ­ни­ков). Мо­нар­хи­че­ские идеи по­лу­чи­ли раз­ви­тие также в тру­дах рус­ских эми­гран­тов И. Л. Со­ло­не­ви­ча и И. А. Ильи­на.

Классификатор: Ис­то­рия Рос­сии 2. 2.2.9 Ре­во­лю­ция 1905–1907 гг. Ста­нов­ле­ние рос­сий­ско­го пар­ла­мен­та­риз­ма, Пе­ри­о­ды. 06 Пер­вая по­ло­ви­на XX века