сайты - меню - вход - но­во­сти


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 0 № 149
i

Перед Вами ре­про­дук­ция кар­ти­ны Ва­си­лия Гри­го­рье­ви­ча Пе­ро­ва (1834−1882). Кар­ти­на, со­здан­ная ху­дож­ни­ком в 1881 году, изоб­ра­жа­ет один из пе­ре­лом­ных мо­мен­тов рус­ской ис­то­рии:

(25 бал­лов).

1)  Как на­зы­ва­ет­ся кар­ти­на, ка­ко­му со­бы­тию она по­свя­ще­на? Объ­яс­ни­те, в чем суть кон­флик­та, изоб­ра­жен­но­го на жи­во­пис­ном по­лот­не? Ка­ки­ми при­чи­на­ми вы­зван этот кон­фликт и чем он раз­ре­шил­ся? Как вы ду­ма­е­те, по­че­му В. Г. Перов в конце XIX века воз­вра­ща­ет зри­те­ля к этому со­бы­тию? Кто из де­я­те­лей рус­ско­го ис­кус­ства вто­рой по­ло­ви­ны XIX века и в каком про­из­ве­де­нии об­ра­ща­ет­ся к тем же со­бы­ти­ям? (15 бал­лов).

2)  На­зо­ви­те из­вест­ных ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей (ми­ни­мум трех), изоб­ра­жен­ных на кар­ти­не В. Г. Пе­ро­ва (5 бал­лов).

3)  В цар­ство­ва­ние каких мо­нар­хов про­ис­хо­дит со­бы­тие, пред­став­лен­ное на кар­ти­не? Какие войны вела Рос­сия в это время (на­зо­ви­те не менее трех)? Ука­жи­те даты на­ча­ла и за­вер­ше­ния этих войн. Объ­яс­ни­те одним−двумя пред­ло­же­ни­я­ми, чем каж­дая из этих войн была вы­зва­на и ка­ки­ми по­след­стви­я­ми за­вер­ши­лась. (5 бал­лов).

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  В. Г. Перов. «Спор о вере. Ни­ки­та Пу­сто­свят» (ГТГ, 1880−1881 гг.). Перов об­ра­ща­ет­ся к теме ре­ли­ги­оз­но­го рас­ко­ла XVII века, воз­ник­ше­го в ре­зуль­та­те цер­ков­ных ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. Ни­ки­та Пу­сто­свят (Ни­ки­та Кон­стан­ти­но­вич Доб­ры­нин), суз­даль­ский свя­щен­ник, один из идео­ло­гов ста­ро­об­ряд­цев, осуж­ден­ный цер­ков­ным со­бо­ром 1666−1667 гг. В 1682 ста­ро­ве­ры вос­поль­зо­ва­лись вос­ста­ни­ем стрель­цов в Москве и, опи­ра­ясь на их под­держ­ку, по­тре­бо­ва­ли воз­вра­ще­ний церк­ви к «ста­рой вере». В Гра­но­ви­той па­ла­те Крем­ля 5 июля 1682 г. со­сто­я­лись «пре­ния о вере», где Ни­ки­та Пу­сто­свят вы­сту­пал глав­ным ора­то­ром. В цен­тре  — сам Ни­ки­та, рядом с ним монах Сер­гий с че­ло­бит­ной, на полу  — Афа­на­сий, ар­хи­епи­скоп Хол­мо­гор­ский, на щеке ко­то­ро­го Ни­ки­та «за­пе­чат­лел крест». Чуть левее стоит пат­ри­арх Иоаким. В глу­би­не кар­ти­ны  — пред­во­ди­тель стрель­цов князь И. А. Хо­ван­ский, у трона воз­вы­ша­ет­ся кн. В. В. Го­ли­цын. В гневе вста­ла с трона ца­рев­на Софья, раз­дра­жен­ная дер­зо­стью рас­коль­ни­ков, рядом с ней сидит ца­ри­ца На­та­лья Ки­рил­лов­на. В ходе бур­но­го дис­пу­та Софья Алек­се­ев­на и пат­ри­арх воз­ра­жа­ли Ни­ки­те, после чте­ния че­ло­бит­ной было ре­ше­но про­дол­жить пре­ния 7 июля. Ни­ки­та и его еди­но­мыш­лен­ни­ки, вы­хо­дя из Гра­но­ви­той па­ла­ты, го­во­ри­ли со­брав­ше­му­ся на­ро­ду о своей по­бе­де. 7 июля стрель­цы под дав­ле­ни­ем ца­рев­ны Софьи, гро­зив­шей по­ки­нуть вме­сте с цар­ской се­мьей Моск­ву, от­ка­за­лись от за­щи­ты «ста­рой веры», а Ни­ки­та был схва­чен и каз­нен 11 июля 1682 г. Таким об­ра­зом, на кар­ти­не Пе­ро­ва пред­став­ле­ны не­сколь­ко ис­то­ри­че­ских кон­флик­тов: это и ре­ли­ги­оз­ный спор ста­ро­ве­ров и пра­во­слав­ной церк­ви, и те по­ли­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия, ко­то­рые про­яви­лись в ре­зуль­та­те ди­на­сти­че­ско­го кри­зи­са и вос­ста­ния стрель­цов 1682 года, это и со­ци­аль­ный кон­фликт, ко­то­рый об­ла­чен в ре­ли­ги­оз­ные формы «спора о вере», где ста­ро­об­ряд­цы вы­сту­па­ют как пред­ста­ви­те­ли на­род­ных низов. По­ли­ти­че­ские мо­ти­вы наи­бо­лее полно вы­ра­же­ны в об­ра­зе ца­рев­ны Софьи, ко­то­рая ис­поль­зо­ва­ла силы стре­лец­ких пол­ков в ди­на­сти­че­ской борь­бе про­тив На­рыш­ки­ных, но не смог­ла кон­тро­ли­ро­вать вы­шед­ших из по­ви­но­ве­ния стрель­цов, по­это­му ей при­ш­лось ис­кать опору в дво­рян­ском опол­че­нии, дабы обуз­дать «Хо­ван­щи­ну». В то же время, стрель­цы и ста­ро­об­ряд­цы сим­во­ли­зи­ру­ют «Русь ухо­дя­щую», вы­сту­па­ю­щую про­тив кон­тро­ля уси­ли­ва­ю­ще­го­ся го­су­дар­ства и вер­ной ей ни­ко­ни­ан­ской церк­ви.

В.  Г. Перов бу­дучи ху­дож­ни­ком-«пе­ре­движ­ни­ком» в своем твор­че­стве об­ра­ща­ет­ся к теме на­род­ной жизни, уходя от на­ду­ман­ных «ака­де­ми­че­ских» сю­же­тов. Не слу­чай­но две по­след­ние круп­ные ра­бо­ты ху­дож­ни­ка по­свя­ще­ны вы­хо­ду на­ро­да на ис­то­ри­че­скую сцену – это два ва­ри­ан­та кар­ти­ны «Суд Пу­га­че­ва» (1875 и 1879 гг.) и «Ни­ки­та Пу­сто­свят» (1881 г.). Пе­ро­ва ин­те­ре­су­ет тема со­ци­аль­но­го про­ти­во­сто­я­ния в рус­ской ис­то­рии как зло­бо­днев­ный ответ на про­бле­мы со­вре­мен­ной ему по­ре­фор­мен­ной Рос­сии.

Мо­дест Пет­ро­вич Му­сорг­ский (1839−1881), также об­ра­ща­ет­ся к теме рас­ко­ла и мос­ков­ско­му вос­ста­нию 1682 г. в опере «Хо­ван­щи­на» (1873−1880), один из цен­траль­ных ге­ро­ев ко­то­рой  — ста­ро­об­ря­дец До­си­фей.

Круп­ные ху­дож­ни­ки вто­рой по­ло­ви­ны XIX века рас­кры­ва­ют ре­ли­ги­оз­ные, со­ци­аль­ные и по­ли­ти­че­ские кон­флик­ты вто­рой по­ло­ви­ны XVII века в своем твор­че­стве: В. И. Су­ри­ков в ис­то­ри­че­ских по­лот­нах «Утро стре­лец­кой казни» (1881) и «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» (1887), И. Е. Репин в кар­ти­не «Ца­рев­на Софья в Но­во­де­ви­чьем мо­на­сты­ре».

 

2)  Ца­рев­на Софья Алек­се­ев­на, ца­ри­ца На­та­лья Ки­рил­лов­на, князь Ва­си­лий Ва­си­лье­вич Го­ли­цын, князь Яков Фе­до­ро­вич Дол­го­ру­ков, князь Иван Ан­дре­евич Хо­ван­ский, пат­ри­арх Иоаким, ар­хи­епи­скоп Хол­мо­гор­ский и Ва­же­ский Афа­на­сий, Ни­ки­та Кон­стан­ти­но­вич Доб­ры­нин (Пу­сто­свят).

 

3)  Дей­ствие кар­ти­ны про­ис­хо­дит в на­ча­ле цар­ство­ва­ния Петра I (1682−1725), ко­то­рый делил пре­стол с стар­шим бра­том царем Ива­ном V (1682−1696). В прав­ле­ние Ивана и Петра Алек­се­е­ви­чей Рос­сия участ­во­ва­ла в сле­ду­ю­щих вой­нах:

- Рус­ско-ту­рец­кая война 1686−1700 гг. (Крым­ские и Азов­ские по­хо­ды). После под­пи­са­ния Веч­но­го мира с Поль­шей (1686), Рос­сия стала участ­ни­ком ан­ти­ту­рец­кой лиги, и долж­на была вы­сту­пить про­тив вас­са­ла Осман­ской им­пе­рии – Крым­ско­го хан­ства. Два Крым­ских по­хо­да кн. В. В. Го­ли­цы­на (1687 и 1689 гг.) за­кон­чи­лись не­удач­но. Азов­ские по­хо­ды 1695 и 1696 гг. увен­ча­лись вы­хо­дом к Азов­ско­му морю и стро­и­тель­ству ряда кре­по­стей на нем, ко­то­рые вме­сте с Азо­вом вошли в со­став рус­ско­го го­су­дар­ства по Кон­стан­ти­но­поль­ско­му миру 1700 г.

- Ве­ли­кая Се­вер­ная война (1700−1721). Война про­тив Шве­ции, за выход к Бал­тий­ско­му морю, где Рос­сия вы­сту­па­ла в ко­а­ли­ции с Да­ни­ей и Поль­шей. Круп­ней­шие сра­же­ния  — битва под Нар­вой (1700), под Пол­та­вой (1709), Ган­гут­ское сра­же­ние (1714). По Ништадт­ско­му миру (1721) Шве­ция усту­пи­ла Рос­сии при­бал­тий­ские земли, а Рос­сия стала мор­ской дер­жа­вой, име­ю­щей свой флот на Бал­тий­ском море.

- Рус­ско-ту­рец­кая война 1710−1713 гг. (Прут­ский поход). В 1710 г., под­стре­ка­е­мая швед­ским ко­ро­лем Кар­лом XII, Тур­ция объ­яви­ла войну Рос­сии. Куль­ми­на­ции войны стал Прут­ский поход, на тер­ри­то­рии Мол­да­вии рус­ские вой­ска во главе с Пет­ром I по­па­ли в окру­же­ние ту­рец­кой армии, Петр вы­нуж­ден были пойти на уступ­ки. По Ад­ри­а­но­поль­ско­му миру 1713 г. Рос­сия воз­вра­ща­ла Азов Тур­ции, а кре­по­сти на Азов­ском море долж­ны были быть лик­ви­ди­ро­ва­ны.

- Рус­ско-пер­сид­ская война 1722−1723 гг. (Пер­сид­ский или Кас­пий­ский поход). Меж­до­усоб­ная борь­ба внут­ри Пер­сид­ско­го го­су­дар­ства при­ве­ла к де­ста­би­ли­за­ции си­ту­а­ции в За­кав­ка­зье и Кас­пии, вос­поль­зо­вав­шись прось­ба­ми о по­мо­щи мест­ных пра­ви­те­лей Петр I начал бо­е­вые дей­ствия. Рус­ские вой­ска в ре­зуль­та­те кам­па­ний 1722−1723 гг. за­хва­ти­ли го­ро­да (Баку, Дер­бент) и земли рас­по­ло­жен­ные на за­пад­ном и южном по­бе­ре­жье Кас­пия, ко­то­рые были вклю­че­ны в со­став им­пе­рии по Пе­тер­бург­ско­му до­го­во­ру 1723 г., но по Гян­джин­ско­му трак­та­ту воз­вра­ще­ны об­рат­но Пер­сии в 1735 г.

Классификатор: Пер­со­на­лии. Ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, Куль­тур­ное на­сле­дие. Кар­ти­ны, Пе­ри­о­ды. 04 ХVII−XVIII века