Перед Вами репродукция картины Василия Григорьевича Перова (1834−1882). Картина, созданная художником в 1881 году, изображает один из переломных моментов русской истории:
(25 баллов).
1) Как называется картина, какому событию она посвящена? Объясните, в чем суть конфликта, изображенного на живописном полотне? Какими причинами вызван этот конфликт и чем он разрешился? Как вы думаете, почему В. Г. Перов в конце XIX века возвращает зрителя к этому событию? Кто из деятелей русского искусства второй половины XIX века и в каком произведении обращается к тем же событиям? (15 баллов).
2) Назовите известных исторических деятелей (минимум трех), изображенных на картине В. Г. Перова (5 баллов).
3) В царствование каких монархов происходит событие, представленное на картине? Какие войны вела Россия в это время (назовите не менее трех)? Укажите даты начала и завершения этих войн. Объясните одним−двумя предложениями, чем каждая из этих войн была вызвана и какими последствиями завершилась. (5 баллов).
1) В. Г. Перов. «Спор о вере. Никита Пустосвят» (ГТГ, 1880−1881 гг.). Перов обращается к теме религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона. Никита Пустосвят (Никита Константинович Добрынин), суздальский священник, один из идеологов старообрядцев, осужденный церковным собором 1666−1667 гг. В 1682 староверы воспользовались восстанием стрельцов в Москве и, опираясь на их поддержку, потребовали возвращений церкви к «старой вере». В Грановитой палате Кремля 5 июля 1682 г. состоялись «прения о вере», где Никита Пустосвят выступал главным оратором. В центре — сам Никита, рядом с ним монах Сергий с челобитной, на полу — Афанасий, архиепископ Холмогорский, на щеке которого Никита «запечатлел крест». Чуть левее стоит патриарх Иоаким. В глубине картины — предводитель стрельцов князь И. А. Хованский, у трона возвышается кн. В. В. Голицын. В гневе встала с трона царевна Софья, раздраженная дерзостью раскольников, рядом с ней сидит царица Наталья Кирилловна. В ходе бурного диспута Софья Алексеевна и патриарх возражали Никите, после чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. Никита и его единомышленники, выходя из Грановитой палаты, говорили собравшемуся народу о своей победе. 7 июля стрельцы под давлением царевны Софьи, грозившей покинуть вместе с царской семьей Москву, отказались от защиты «старой веры», а Никита был схвачен и казнен 11 июля 1682 г. Таким образом, на картине Перова представлены несколько исторических конфликтов: это и религиозный спор староверов и православной церкви, и те политические противоречия, которые проявились в результате династического кризиса и восстания стрельцов 1682 года, это и социальный конфликт, который облачен в религиозные формы «спора о вере», где старообрядцы выступают как представители народных низов. Политические мотивы наиболее полно выражены в образе царевны Софьи, которая использовала силы стрелецких полков в династической борьбе против Нарышкиных, но не смогла контролировать вышедших из повиновения стрельцов, поэтому ей пришлось искать опору в дворянском ополчении, дабы обуздать «Хованщину». В то же время, стрельцы и старообрядцы символизируют «Русь уходящую», выступающую против контроля усиливающегося государства и верной ей никонианской церкви.
В. Г. Перов будучи художником-«передвижником» в своем творчестве обращается к теме народной жизни, уходя от надуманных «академических» сюжетов. Не случайно две последние крупные работы художника посвящены выходу народа на историческую сцену – это два варианта картины «Суд Пугачева» (1875 и 1879 гг.) и «Никита Пустосвят» (1881 г.). Перова интересует тема социального противостояния в русской истории как злободневный ответ на проблемы современной ему пореформенной России.
Модест Петрович Мусоргский (1839−1881), также обращается к теме раскола и московскому восстанию 1682 г. в опере «Хованщина» (1873−1880), один из центральных героев которой — старообрядец Досифей.
Крупные художники второй половины XIX века раскрывают религиозные, социальные и политические конфликты второй половины XVII века в своем творчестве: В. И. Суриков в исторических полотнах «Утро стрелецкой казни» (1881) и «Боярыня Морозова» (1887), И. Е. Репин в картине «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре».
2) Царевна Софья Алексеевна, царица Наталья Кирилловна, князь Василий Васильевич Голицын, князь Яков Федорович Долгоруков, князь Иван Андреевич Хованский, патриарх Иоаким, архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий, Никита Константинович Добрынин (Пустосвят).
3) Действие картины происходит в начале царствования Петра I (1682−1725), который делил престол с старшим братом царем Иваном V (1682−1696). В правление Ивана и Петра Алексеевичей Россия участвовала в следующих войнах:
- Русско-турецкая война 1686−1700 гг. (Крымские и Азовские походы). После подписания Вечного мира с Польшей (1686), Россия стала участником антитурецкой лиги, и должна была выступить против вассала Османской империи – Крымского ханства. Два Крымских похода кн. В. В. Голицына (1687 и 1689 гг.) закончились неудачно. Азовские походы 1695 и 1696 гг. увенчались выходом к Азовскому морю и строительству ряда крепостей на нем, которые вместе с Азовом вошли в состав русского государства по Константинопольскому миру 1700 г.
- Великая Северная война (1700−1721). Война против Швеции, за выход к Балтийскому морю, где Россия выступала в коалиции с Данией и Польшей. Крупнейшие сражения — битва под Нарвой (1700), под Полтавой (1709), Гангутское сражение (1714). По Ништадтскому миру (1721) Швеция уступила России прибалтийские земли, а Россия стала морской державой, имеющей свой флот на Балтийском море.
- Русско-турецкая война 1710−1713 гг. (Прутский поход). В 1710 г., подстрекаемая шведским королем Карлом XII, Турция объявила войну России. Кульминации войны стал Прутский поход, на территории Молдавии русские войска во главе с Петром I попали в окружение турецкой армии, Петр вынужден были пойти на уступки. По Адрианопольскому миру 1713 г. Россия возвращала Азов Турции, а крепости на Азовском море должны были быть ликвидированы.
- Русско-персидская война 1722−1723 гг. (Персидский или Каспийский поход). Междоусобная борьба внутри Персидского государства привела к дестабилизации ситуации в Закавказье и Каспии, воспользовавшись просьбами о помощи местных правителей Петр I начал боевые действия. Русские войска в результате кампаний 1722−1723 гг. захватили города (Баку, Дербент) и земли расположенные на западном и южном побережье Каспия, которые были включены в состав империи по Петербургскому договору 1723 г., но по Гянджинскому трактату возвращены обратно Персии в 1735 г.