Всего: 1000 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Перед вами гравюра Ф. Сидо, на которой изображена императорская семья в окружении придворных:
(30 баллов).
1) Перечислите (с годами правления) трех российских монархов изображенных на гравюре. Почему один из изображенных на гравюре Романовых, несмотря на свои права на российский престол, так и не стал монархом? Как его имя и в пользу кого он отрекся? (10 баллов).
2) В каком отношении родства находится между собой изображенные члены дома Романовых? Как они связаны с человеком, памятник которому расположен на заднем плане? (10 баллов).
3) К какому времени относится изображение? Назовите важнейшие законодательные акты, принятых в это царствование. Приведите даты их принятия. Объясните одним−двумя предложениями, в чем значение каждой из указанных Вами мер (10 баллов).
Ознакомьтесь с выдержкой из исторического источника:
(30 баллов).
«Вам известны мои мысли, клонившиеся к тому, чтобы покинуть свою родину. В настоящее время я не предвижу ни малейшей возможности к приведению их в исполнение, и затем несчастное положение моего Отечества заставляет меня придать своим мыслям иное направление. Мне думалось, что если когда-либо придет и мой черед царствовать, то вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей. Вот в чем заключается моя мысль...
Мы намереваемся в течение настоящего царствования поручить перевести на русский язык столько полезных книг, как это только окажется возможным, но выходить в печати будут только те из них, печатание которых окажется возможным, а остальные мы прибережем для будущего; таким образом, по мере возможности положим начало
распространению знания и просвещения умов. Но когда придет мой черед, тогда нужно будет стараться, само собою разумеется, постепенно образовать народное представительство, которое, должным образом руководимое, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я, если Провидение покровительствовало бы нашей работе, удалился бы куда-либо и жил бы счастливый и довольный, видя процветание своей родины и наслаждаясь им. Вот каковы мои мысли, мой дорогой друг. Дай только Бог, чтобы мы когда-либо могли достигнуть нашей цели — даровать России свободу и сохранить ее от поползновений деспотизма и тирании. Вот мое единственное желание, и я охотно посвящу все свои труды и всю свою жизнь этой цели, столь дорогой для меня»
1) Укажите, кем и когда (в каких обстоятельствах) было написано это письмо и кому оно адресовано? (10 баллов).
2) С чем связано «несчастное положение Отечества»? Какие меры, кроме перевода и издания просветительской литературы, были предприняты автором письма для преодоления этого «положения»? (10 баллов).
3) Удалось ли автору письма реализовать свои планы? Какие реформы были им проведены и получилось ли «даровать России свободу»? (10 баллов).
Петр I издал целый ряд указов, запрещающих насильственную выдачу замуж и женитьбу, а также указ, ограничивающий так называемый «сговорный брак», брак, заключающийся по воле родителей жениха и невесты, по их сговору. Как вы считаете, чем руководствовался Петр, когда издавал их? (40 баллов).
О событиях какого года сказано: «Так было в прошлые войны, и в предыдущие сражения, но такой войны не бывало! С утра до вечера, с вечера и до рассвета летят стрелы каленые, звенят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой»
Какие из перечисленных ниже военных действий НЕ относятся к русскотурецкой войне 1877−1878 гг.:
Прочтите отрывок из исторического источника:
(30 баллов).
«Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев, ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же… взяли его из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу… Он же, желая власти, как Илья-жрец, начал также окружать себя мирскими друзьями… И поп Сильвестр сдружился с Алексеем, и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными: и так вместо духовных стали обсуждать мирские дела, мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести вас почти что равняли с нами, а мелких детей боярских по чести вам уподобляли».
1) Назовите имя и укажите годы жизни автора источника. Кому он был адресован? Когда и при каких обстоятельствах он был написан? (10 баллов).
2) В тексте упомянуты два исторических персонажа. Какие государственные реформы связаны с их деятельностью? (10 баллов).
3) Пользуясь информацией источника и Вашими знаниями, укажите причины, по которым упомянутые в тексте лица были отстранены от власти (10 баллов).
Перед Вами фрагмент межевого плана села Воскресенское Московского уезда. Село принадлежало отставному полковнику Ф. И. Боборыкину. План был составлен в 1768 г. На нем обозначено само село, помещичья усадьба, река, лес и пашня. (30 баллов).
1) Какая характерная особенность крестьянского землепользования видна на этом плане? Что на основании этого плана можно сказать об обустройстве помещичьей усадьбы? Как Вы думаете, много ли времени проводил в селе его владелец? Свой ответ обоснуйте. (10 баллов).
2) В каком году был издан законодательный акт, давший начало межеванию, в рамках которого был составлен представленный выше план. Чем описанный в этом акте порядок межевания был выгоден помещикам? (10 баллов).
3) С каким законодательным актом историки связывают начало развития в России специфической усадебной культуры и почему? При каком правителе и в каком году он был издан? (10 баллов).
Как развивались текстильная и металлургическая промышленность в 1801–1900 гг.? Какие факторы сдерживали развитие указанных отраслей? Какие факторы, наоборот, способствовали их развитию? Какова была специфика каждой из указанных отраслей? (40 баллов).