Всего: 685 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Перед Вами портреты трех государственных деятелей:
1) Назовите, кто изображен на портретах, какие должности занимали эти люди в административной структуре государства? (10 баллов).
2) Назовите правителей, в царствование которых прославились эти государственные деятели. Укажите даты правления этих монархов (10 баллов).
3) Опишите важнейшие деяния этих лиц, какой след они оставили в русской истории и в каких известных исторических событиях принимали участие? Какое «общее дело» объединяет этих трех государственных мужей разных эпох? (10 баллов).
Прочтите исторический источник. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы. (30 баллов).
«Матушка Милостивая Государыня здравствовать вам мы все желаем нещетные годы. Мы теперь по отпуск сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог и схватила Ево нечаянная колика, и я опасен, штоб он севоднишную ночь не умер, а болше опасаюсь, штоб не ожил. Первая опасность для того што он всио здор говорит и нам ето несколко весело, а другая опасность, што он действительно для нас всех опасен для тово што он иногда как отзывается хотя в прежнем состоянии быть. В силу Имяннова вышего повеления я солдатам деньги за полгода отдал, також и ундерафицерам, кроме одного Потиомкина вахмистра для того што служит бесжалованья. И салдаты некоторыя сквозь сльозы говорили про милость вашу, што они еще такова для вас не заслужили за штоб их так в короткое время награждать их. При сем посылаю список вам всей команде, которая теперь здесь, а тысечи рублиов матушка не достало и я дополнил червонными, и у нас здесь было много смеха над гранодерами об червонных, когда оне у меня брали, иныя просили для тово што не видовали и опять их отдавали,
думая, што оне ничего не стоят. Посланный Чертков к вашему величеству обратно еще к нам не бывал и для того я опоздал вас репортовать, а сие пишу во вторник в девятом часу в половине.
Посмерть ваш верны раб ... (1)».
1) Каким годом датируется письмо? Кем подписано (1) и кому адресовано письмо? (10 баллов).
2) Кто «урод», о котором говорится в письме? Какова его судьба? И что ее определило? (10 баллов).
3) Какие исторические события и реформы связаны с деятельностью того, чьей судьбе посвящено письмо? (10 баллов).
Ко времени правления Василия III относится:
Работа над этими постройками и картинами была начата в одно царствование:
(30 баллов).
1) Назовите (с точностью до года) даты начала и конца этого царствования (5 баллов).
2) В какую войну Россия вступила в последнее десятилетие этого царствования? Против кого воевала наша страна и кто были ее союзники? Назовите (указав даты с точностью до года) два сражения этой войны, в которых принимали участие русские войска. Как закончилась эта война для России и почему именно так? (10 баллов).
3) Назовите одного государственного деятеля, одного литератора (или представителя других искусств) и одного ученого, живших и действовавших в России в это царствование. Одной-двумя фразами охарактеризуйте значение каждого из этих людей для истории и культуры нашей страны (15 баллов).
В одном историческом источнике читаем:
(30 баллов).
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах Божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким, а горькое сладким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя заступники христианские? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, у которых прежде в рабстве были предки наши? Не отданы ли тебе Богом крепчайшие крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не предстоит тебе предстать пред неподкупным судией и надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не минует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают божественные слова? Это он, Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судия между тобой и мной.
1) О каких «прегордых царствах» идет речь? Назовите даты их «покорения» власти несправедливого царя. Объясните, почему автор процитированного текста вспоминает в данной связи о «рабстве <...> предков» (10 баллов).
2) Как называется война, в ходе которой войсками несправедливого царя были взяты «крепчайшие крепости немецкие»? Когда (с точностью до года) эта война началась и закончилась? С кем Русское государство сражалось в этой войне? Двумя-тремя предложениями охарактеризуйте результаты военных действий (10 баллов).
3) Назовите автора данного исторического источника. Какую роль этот человек играл при дворе несправедливого царя? В каких обстоятельствах он написал процитированный текст? (10 баллов).