Всего: 787 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры, в том числе из историографии) по данной теме.
4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
5. Можете творчески подойти к изложению выбранной темы.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник) – не более 10 баллов. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, и четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4 задач).
2. Оценка основной части к работе (максимально - 35 баллов): При оценке каждой из выделенных задач учитываются: – грамотность использования исторических фактов и терминов; – аргументированность авторской позиции. – творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Требуется ярко выраженная личная позиция, заинтересованность в теме, оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии) мысли, задачи и пути их решения. Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.
– знание различных точек зрения по избранному вопросу. 3. Умение автора делать конкретные выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении – не более 5 баллов.
Темы:
1. «Отношения Руси с восточными соседями отнюдь не исчерпывались враждой и взаимными набегами» (Кацва Л. А., Юрганов А. Л.)
2. «Михаил, хоть и писался самодержцем, однако без боярского совету не мог делать ничего» (Г. Котошихин, дипломат ХVII в.)
3. «Главным достоинством Елизаветы ... было беспристрастное и спокойное отношение к людям, она знала их столкновения, вражды, интриги и не обращала на них никакого внимания, лишь бы это не вредило интересам службы, твердо держала равновесие между ними, не давая им, губить друг друга» (Соловьев С. М.)
4. «Царствование Николая было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи Смутного времени» (Ключевский В. О.)
5. «... Он [Корнилов Л. Г.] смотрел на себя как на могучий таран, который должен был пробить брешь в заколдованном круге сил, облепивших власть, обезличивших и обескровивших ее» (Деникин А. И.)
6. «... Он [Андропов Ю. В.] был более современным, чем большинство партийных руководителей, более современным коммунистическим лидером, державником, склонным к реформам» (Ф. Бурлацкий)
Самое важное в профессии историка — анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Прочитайте и проанализируйте исторический источник, исходя из его текста и Ваших знаний по истории России, ответьте на вопросы после текста:
1. Из окладной книги г. Тюмени 1712 года.
Елизар Иванов сын Колокольников и на нынешней 1712 год декабре в день жалованье ему великого государя из московской присылки товаров: кумач цена рубль, чет косяка пестриди цена рубль, поларшина сукна цена десять
алтынов, два пуда соли цена десять алтын, дано Елизару. Товар и соль взял и росписался. Того ж числа, ему ж деньгами ис тюменских доходов две гривны. Елизар деньги взял и росписался. Ему ж вершок сукна цена два алтына с полуденьгою, три чет китайки цена два алтына конторы деньги, ему ж в Тобольскую издержку деньгами и збору ямских и драгунских семь гривен. Росписался он Елизар своею рукою. Ему ж два алтына две деньги, ему ж вместо соли деньгами из соляной продажи двадцать пять алтын. Росписался он Елизар своею рукою. Ему ж по росписке Ивана Котельникова в вздершку два алтына 2 деньги.
2. 1715 г. января 1 — Приказ губернатора Сибири князя М. П. Гагарина тюменскому коменданту Эверлакову о литье пушек в Тюмени мастерами Колокольниковыми. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и по приказу губернатора Сибири князя Матвея Петровича Гагарина на Тюмень коменданту господину Эверланову. Велено на Тюмени пушечным мастерам Елизару Колокольникову с братьями вылить медных пудов два мартира, двенадцатифунтовых две, осьмифунтовых две, стафунтовых две, трехфунтовых шесть пушек и для вышеозначенного литья послать из Тобольска на Тюмень артиллерии поручика Ивана Коландера. И по получении сего указа, как он Иван на Тюмень прибудет, о литье пушек и о присылке в Тобольск, учинить по вышеуказанному указу. Дорофей Траурнихт Воспроизводится по: Ефремов В. Материалы для истории оружейного производства в Тобольской губернии XVIII столетия. Литературно-краеведческий журнал «Лукич». Тюмень, 2002 No2 (12). С. 88 – 90.
Вопросы:
1. А) Для чего использовалась окладная книга? (5 баллов).
Б) Что значил термин «оклад»? (3 балла).
В) Что получал Елизар Колокольников в качестве оклада? (5 баллов).
2. Как вы думаете, почему ему не выдавали оклад только деньгами? (до 7 баллов).
3. Из каких частей состоял оклад по источникам поступления? (до 6 баллов).
4. Где находился центр управления Сибирью? (1 балл).
5. Приведите факты из текста, свидетельствующие о привлечении на русскую службу иностранцев? (3 балла).
6. Как вы думаете, как обозначался калибр пушек при Петре I и почему он именно так обозначался? (до 6 баллов).
7. Какие артиллерийские орудия упомянуты в тексте? (до 3 баллов).
8. Из чего делали артиллерийские орудия и из чего - снаряды к ним? (5 баллов).
9. Как вы думаете, откуда в Тюмени брали материалы для литья артиллерии? (до 6 баллов).
Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на
вопросы:
«...Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным; так сядем, братья, на своих борзых коней и поглядим за синий Дон... Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь пожи оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы...»
(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ – 3 балла)
А) Как называется это произведение?
Б) Что вы знаете о его авторе?
В) В каком веке происходили события, описанные в произведении?
Среди династий, правивших в европейских государствах в Средние века и Новое время, существовало несколько распространенных мужских имен (Карл, Фридрих, Генрих, Людовик и др.), но в одной из стран после событий начала XIII века это мужское имя перестало использоваться для наследников трона.
(По 2 балла за каждый правильный ответ. Итого за ответ – 6 баллов).
А) Назовите короля, из-за которого это имя стало считаться неудачным для наследников в одной из европейских стран?
Б) Назовите европейскую страну, в которой это имя стало считаться запретным для наследников?
В) Какой основополагающий правовой документ был принят в годы правления этого короля?
Расположите в хронологической последовательности присоединения княжеств к Москве в эпоху правления Ивана III и Василия III:
(1 балл).
А) Вятская земля
Б) Рязанское княжество
В) Новгородская земля
Г) Ростовское княжество
Д) Тверское княжество
Установите соответствие между личностью и известной фразой. (По 1 баллу за каждое правильное соотнесение. Итого за ответ — 4 балла).
1) Григорий VII
2) Урбан II
3) Юстиниан
4) Генрих IV Бурбон
А) «Царская порфира лучший саван»
Б) «Пойти в Каноссу»
В) «Париж стоит мессы»
Г) «Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты»
Запишите в ответ буквы, расположив их в порядке, соответствующем цифрам:
1 | 2 | 3 | 4 |
Исправьте ошибки в тексте. Необходимо найти и исправить не менее 5 ошибок. (По 1 баллу за каждую правильно исправленную ошибку. Итого за ответ — до 5 баллов).
В 1581 г. по личному распоряжению царя Ивана IV в военный поход на Сибирь двинулось многотысячное войско под командованием атамана Ермака Тимофеевича. Перейдя Урал посуху, воины Ермака внезапно обрушились на столицу ханства – город Кашлык. Татары вышли навстречу казакам и стрельцам, но в сражении у Чувашского мыса были наголову разбиты. Хан Кучум погиб в этой битве, остатки орды отступили в Барабинскую степь. Оттуда татары под командованием сына Кучума хана Алея совершали набеги вплоть до 1598 г. Во время одной из стычек нашел свою смерть и Ермак Тимофеевич. Ночью его отряд был окружен на острове на реке Енисей, атаман попытался уйти вплавь, но утонул из-за слишком тяжелого доспеха. Через год после войска Ермака в Сибирь пришел новый московский отряд, который заложил первые русские города — Тюмень и Томск.
Где был построен по указу Алексея Михайловича первый русский парусный корабль западноевропейского типа? (1 балл). А) Дединово Б) Архангельск В) Санкт-Петербург Г) Новгород Д) Москва
О ком из исторических личностей XVII века идет речь в представленных ниже высказываниях? Имена впишите в таблицу. (По 1 баллу за каждое правильное имя исторического деятеля. Итого за ответ – 4 балла).
1) «Не способнейший, а удобнейший»
2) «Выкинут» на Красной площади.
3) «Собинный друг» царя Алексея Михайловича
4) «Боярский царь»
Перед вами ряд терминов. (8 баллов).
1) Выберите из него 2 лишних — лишнее подчеркните. (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ — 4 балла).
2) Объясните, что общего между исключенными из ряда терминами? (По 2 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ — 4 балла).
А) Народовольцы, бакунисты, ишутинцы, троцкисты, нечаевцы, лавристы, чайковцы, правые уклонисты
Б) Штрафные батальоны, заградительные отряды, военно-промышленные комитеты, Государственный Комитет обороны, Земгор, Центральный штаб партизанского движения, СМЕРШ, трудовые армии
Выдающийся театральный режиссер, провозгласивший программу «Театральный Октябрь». Сформулировал основную задачу театра как служение революции «во имя радикального обновления искусства и борьбы со старым академическим театром». Сторонник экстремальных методов в искусстве. (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ – до 6 баллов).
А) Назовите имя деятеля культуры.
Б) Укажите временные рамки его активной театральной деятельности.
В) Назовите наиболее известные постановки этого режиссера. (Каждая постановка — 1 балл. Не более 3х баллов).
Кому из исторических деятелей принадлежит высказывание:
(3 балла).
«За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я... Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но всё это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем... Любой человек или государство, которые идут с Гитлером, — наши враги... Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем»
Соотнесите события и даты. Ответ занесите в таблицу:
(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ – 4 балла).
1) Подписание Францией акта о капитуляции перед нацистской Германией в период Второй мировой войны
2) Нападение нацистской Германии на Польшу
3) Открытие союзниками СССР по антигитлеровской коалиции второго фронта
4) Окончание Курской битвы
А) 1 сентября 1939 г.
Б) 22 июня 1940 г.
В) 23 августа 1943 г.
Г) 6 июня 1944 г.
Д) 2 сентября 1944 г.
Запишите в ответ буквы, расположив их в порядке, соответствующем цифрам:
1 | 2 | 3 | 4 |
Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.
(За каждый правильно заполненный пропуск — 1 балл. Итого за ответ — до 6 баллов).
«Советский Союз дал первого космического Христофора ... (1), русские были первыми, запустившими ... (2) в ... (3) году, они первыми достигли ... (4) в ... (5) году, они первыми запустили вокруг земли и вернули живых ... (6) в прошлом году. Их достижения открывают новую главу человеческой истории. Подобного человечество не знало... Сегодня история остановилась на секунду, прежде чем повернуть страницу новой своей главы, главы космических путешествий». (Агентство «Франс Пресс», Париж).
Ранним утром 1 сентября 1983 года в районе Сахалина войсками ПВО СССР был сбит южнокорейский самолет «Боинг-747», следовавший рейсом 007 с 269 пассажирами на борту. (7 баллов).
А) Как объяснило Советское Правительство данный инцидент?
(По 1 баллу за каждый правильный аргумент. Итого за ответ — до 5 баллов). Приведите не менее 3 аргументов.
Б) Чему способствовал данный инцидент? (до 2 баллов).
Допишите высказывание. (По 1 баллу за каждый правильный ответ. Итого за ответ — 5 баллов).
А) Социальный слой, представители которого не входили ни в одно сословие Российской империи и занимались, в основном, умственным трудом, называется ...
Б) Возвращение на родину людей, угнанных на работы в страну-оккупант, называется ...
В) Политика советского правительства, направленная на массовое создание колхозов называется ...
Г) Гастроли русского балета в Париже, организованные С. Дягилевым, назывались ...
Д) Вооруженная борьба между социальными группами одного государства называется ...