Всего: 370 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Ответьте на вопросы:
1. Какое сражение получило в истории название «битвы трёх императоров»?
2. Следствием гибели этого русского дипломата стало появление в отечественном алмазном фонде самого крупного алмаза Персии. Назовите фамилию дипломата.
3. Эти представители IV Государственной Думы стали свидетелями отречения Николая II. Назовите их.
4. Чем в годы гражданской войны было знаменита местность Гуляйполе?
5. Гусар, поэт и партизан. О ком речь?
6. Первый председатель ВЧК.
7. В 1837 г. население этой части империи составляло 11022 человека, из них русских только 550. Как называлась эта часть Российской империи?
8. Русские учёные, ставшие в начале XX века лауреатами Нобелевской премии.
9. Сколько войн и с кем одновременно вела Россия в 1808 г.
10. Учитель калужской гимназии, стоявший у истоков современной космонавтики.
Расположите в хронологическом порядке события отечественной и всемирной истории. В лист ответа запишите комбинацию цифр:
1. война Алой и белой розы
2. Куликовская битва
3. «Указ о вольных хлебопашцах»
4. Варфоломеевская ночь во Франции
5. «Судебник» Ивана III
6. «Брусиловский прорыв»
7. «Сто дней Наполеона»
Заполните имеющиеся пропуски:
В начале войны в России наблюдался сильный патриотический подъем, особенно выраженный в неприятии всего, что было связано с главным врагом страны на тот момент, с . В результате даже было принято решение переименовать столицу, которая теперь стала называться . Лишь одна партия, партия выступала против этой войны и призывала к поражению правительственных войск, однако большой популярностью она тогда не пользовалась.
Дополните таблицу «Мирные договоры», используя следующие данные:
Название мирного договора: Белградский, Верельский, Московский, Поляновский, Портсмутский.
Год подписания: 1634, 1739, 1790, 1905, 1940.
Название мирного договора | Год подписания | Название войны |
---|---|---|
Смоленская война | ||
Зимняя война | ||
Русско-японская | ||
Русско-турецкая | ||
Русско-шведская |
Восстановите записи в таблице.
Цусимская битва | |
«Манифест об усовершенствовании государственного порядка» | |
5 января 1918 | |
7 февраля 1920 | |
Убийство С. М. Кирова, начало «Большого террора» | |
17 июля 1942 – 2 февраля 1943 | |
17−31 октября 1961 | |
XIX партконференция, начала политики гласности |
Прочитайте отрывки из документов. Постарайтесь определить, с каким событием они связаны и по возможности точно — до десятилетия, укажите дату.
1. «...Той же зимой, декабря в 3 день, в неделю декабря в 3 день, в воскресенье, царь и великий князь всея Руси (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его... К гостям же и к купцам и ко всему православному христианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сомнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет...»
2. «Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны... лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя...; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова».
3. «Проникаясь мыслью Вашего Величества... мы... предположили, что независимо от возвышения платы за учение, было бы, по крайней мере, нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства... С тем вместе, не находя полезным облегчать на казенные средства приготовление детей в гимназии и прогимназии, совещание высказало, что было бы необходимо закрыть приготовительные при них классы, прекратив ныне же прием в оные».
4. «...Следуя сему правилу и внушениям сердца Нашего, следуя великому духу Преобразителя России Петра Первого, оставившего Нам следы Своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные Его преемники, Мы заблагорассудили разделить Государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных Нами Министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего Мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия к благу общему».
5. «...Вор и богоотступник и изменник донской казак... За злые и мерзкие пред господом богом дела и к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу за измену и ко всему Московскому государству за разоренье по указу великого государя бояре приговорили казнить злою смертью — четвертовать».
6. «В дни великой борьбы с внешним врагом,... Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны... В эти решительные дни в жизни России почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной Думою, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ верховную власть».
7. «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов,... за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза,... доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем,... новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 г. основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов,... оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
8. «Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы...»
Историческая задача.
Тимур, правящий во 2-й половине XIV – начале XV века в Средней Азии, известен также под еще одним не менее употребляемым именем. Под каким именем он еще известен, откуда пошло это еще одно имя Тимура и какое отношение к истории Руси он имел?
Историческая задача.
В. О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, утверждал, что «престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой». Приведите примеры событий эпохи дворцовых переворотов, негативно сказавшихся на развитии государства и примеры событий, сыгравших положительную роль в его развитии.
Ответьте на вопросы:
1. Сколько лет Смоленск находился под властью Литовского княжества?
2. Какие страны входили в Северный союз?
3. Первые территориальные приобретения Российской империи это ...
4. В честь какого государственного деятеля был назван советский тяжелый танк, выпущенный в конце Великой Отечественной войны?
5. Кто и когда совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс?
6. Кто был назван в 1934 г. «политической проституткой»?
7. Как называлось созданная в 1947 г. международная коммунистическая организация?
8. Какое направление живописи основал К. Малевич?
9. Когда и каким правобережная Украина вошла в состав Российской империи?
10. Русская мера длины размером от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках?
Расположите в хронологическом порядке события отечественной и всемирной истории. В лист ответа запишите комбинацию цифр:
1. Битва при Азенкуре
2. Битва на Шелони
3. Открытие Америки Х. Колумбом
4. Набег на Москву хана Едигея
5. Начало войны Алой и Белой Розы
6. Взятие Константинополя турками-османами
7. Правление в Москве Дмитрия Шемяки
Заполните имеющиеся пропуски:
Граждане! [вписать орган власти] при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти ... В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:
1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным...
2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек...
3. Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву , которое установит форму правления и конституцию страны.
5. Замена полиции на с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
...
При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы — устранение для солдат всех ограничений в пользовании общественными правилами, предоставляемыми всем остальным гражданам. [вписать орган власти] считает своим долгом присовокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления по осуществлению вышеизложенных реформ и мероприятий.
Расположите литературные памятники XVII в. в правильном хронологическом порядке. Запишите комбинацию букв:
А) «Псалтырь Рифмотворная»
Б) «Повесть о покорении Сибири»»
В) «Повесть об Азовском сидении донских казаков»
Г) «Сказание об осаде Троицкого монастыря»
Д) «Азбука о голом и небогатом человеке»
Соотнесите связанные друг с другом события отечественной и мировой истории, а также период, когда они происходили:
Мировая история: дирижабль Италия; Симоносекский договор; Парижская коммуна; битва при Ватерлоо; Весна народов.
Период: 1810-е, 1840-е, 1870-е, 1890-е, 1920-е.
Отечественная история | Мировая история | Период |
---|---|---|
Сражение на Березине | ||
Поход ледокола «Красин» | ||
Занятие Порт-Артура | ||
Поход И. Ф. Паскевича в Венгрию | ||
Деятельность «Земли и воли» |
Прочитайте отрывки из документов. Постарайтесь определить, с каким событием они связаны и по возможности точно — до десятилетия, укажите дату. Расположите документы, соблюдая хронологию.
1. «Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались... для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою»... и принеся клятву, разошлись восвояси».
2. «... Война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины — как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И всё же... война была событием мирового значения. В ходе её был сокрушён Ливонский орден... Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».
3. «И сторонники Екатерины, и сторонники великого князя готовились к схватке. Голштинский сановник граф Бассевич — участник и свидетель драматической ночи 28 января — писал: «Ждали только минуты, когда монарх испустит дух, чтобы приступить к делу. До тех пор никто не осмеливался начать что-либо: так сильны были уважение и страх, внушенные всем этим героем...»
4. «Скобелеву ставилась задача совершить марш по маршруту Эски-Загра-Адрианополь и упредить прибытие туда армии Сулейман-паши. Выступление отряда намечалось на 3 января. В этот день Скобелев выслал вперёд конницу для занятия железнодорожного узла Семенли — Тырново и моста через реку Марицу. Сулейман-паша начал совершать отход к Адрианополю в ночь с 1 на 2 января. Его армии предстояло пройти сто восемьдесят километров. Авангард средней колонны под командованием Скобелева отделяло от Адрианополя расстояние в сто пятьдесят километров, на целый переход меньше. Таким образом, русские и турки имели примерно одинаковые шансы занять Адрианополь. Предстоял новый нешуточный поединок. Энергии Скобелеву не занимать. Многие просто поражались его неуёмной жажде деятельности. Спокойствие утомляло Скобелева гораздо больше, чем самая неблагодарная, чёрная работа. Он отличался оптимизмом даже в самых тягостных ситуациях».
5. «В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».
6. «Государь! Мы, рабочие и жители С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали... Незаконны также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день; устанавливать цену за нашу работу вместе с нами и с нашего согласия; рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 рубля в день; отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега...»
7. «О событиях в Чехословакии я узнавал в основном по радио. Ещё за год до этого (поздновато, конечно) я купил приёмник ВЭФ и время от времени, не очень регулярно... слушал Би-би-си и «Голос Америки». А в ... году самыми волнующими стали новости из Чехословакии (я слышал передачу исторического документа «2000 слов» и многое другое). В эти месяцы всё чаще стали также заходить Живлюк и Р. Медведев, от них я также узнавал много дополнительных важных сведений.
8. «Я позвонил Ерину, сказал, что его ребятам надо продержаться совсем немного, скоро подойдёт подмога. В это время подразделение «Витязь» дивизии Дзержинского вело оборону технического центра «Останкино». Боевики, в арсенале которых были гранатомёты, бронетранспортёры, уже захватили первый этаж здания и рвались к аппаратным. Оттуда они собирались сразу же выйти в эфир.
В Белом доме Хасбулатов объявил возбуждённым от крови народным депутатам, что «Останкино» уже взято...»
Историческая задача.
И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин и др. деятели этого направления указывали на механичность заимствований Петра I, попыток навязывания им российскому обществу чуждых ему ценностей. Какую другую точку зрения на преобразования Петра I? Кто её придерживался?